У этого ребенка-неандертальца мог быть синдром Дауна
Ребенок-неандерталец с синдромом Дауна дожил как минимум до 6 лет, если интерпретация окаменелой ушной кости верна. Находка дополняет доказательства того, что неандертальцы, будучи далеко не жестокими и бесчувственными, регулярно проявляли сострадание к другим членам своего общества, хотя исследователи расходятся во мнениях относительно того, в какой степени ребенок мог нуждаться в дополнительном внимании.
«Неандертальцы явно заботились о людях в своей группе, и это прекрасный пример, который действительно показывает, насколько сильно они заботились», — говорит Пенни Спикинс из Йоркского университета в Великобритании, которая не участвовала в исследовании.
Окаменелость неандертальца была найдена в Кова-Негра, пещере недалеко от города Хатива на востоке Испании. Пещера периодически раскапывалась с 1920-х годов, и выяснилось, что она была домом неандертальцев между 273 000 и 146 000 лет назад.
Сортируя останки животных из Кова-Негра, исследователи под руководством Мерседес Конде Вальверде из Университета Алькалы в Испании обнаружили фрагмент кости гоминина. Он был найден в нарушенных отложениях, поэтому не может быть надежно датирован. Кость является частью височной кости со стороны и основания черепа и включает части внутреннего уха.
Конде Вальверде и ее коллеги использовали компьютерную томографию для создания 3D-модели кости. Это позволило им идентифицировать его как неандертальца, а не современного человека. Судя по состоянию развития, кость принадлежала ребенку не менее 6 лет, но, вероятно, не старше 10.
Команда обнаружила несколько отличительных особенностей в развитии внутреннего уха, в частности, в трех трубках, называемых полукружными каналами, которые участвуют в слухе и равновесии. Один из каналов был необычайно широк. Другой был соединен с соседней камерой, называемой вестибулярным водопроводом, которая обычно является отдельной. Кроме того, улитка, которая имеет решающее значение для слуха, была особенно маленькой.
«Такое сочетание признаков встречается только у людей с синдромом Дауна», — говорит Конде Вальверде. «При этом генетическом состоянии у человека обычно имеется не две копии 21-й хромосомы, а три. Это заболевание может вызвать трудности с обучением, проблемы со слухом и равновесием, а также появление отличительных черт лица».
Вероятно, он существует столько же, сколько люди: исследование древней ДНК, опубликованное в феврале, выявило шесть случаев синдрома Дауна у младенцев и маленьких детей, один из которых датируется почти 5000 лет назад.
По словам Конде Вальверде, недавно идентифицированный ребенок нуждался в большем уходе, чем другие дети неандертальцев. Например, передвижение с места на место могло быть затруднено из-за приступов головокружения, которое может быть симптомом синдрома Дауна.
«Мы думаем, что, вероятно, матери требовалась помощь», — говорит она, потому что время, необходимое для более интенсивного ухода за детьми, отвлечет ее и, возможно, отца от других ключевых занятий, таких как получение еды.
Конде Вальверде считает, что другие неандертальцы в группе вряд ли ожидали, что ребенок окажет им большую практическую помощь, поэтому они, должно быть, заботились о нем из чистого сострадания.
Сара Тернер из Университета Конкордия в Монреале, Канада, не считает, что столь низкие ожидания обязательно верны.
«Люди с синдромом Дауна вносят разнообразный вклад в современное человеческое общество», — говорит она. «И я уверена, что то же самое было верно и в неандертальском обществе. Существует множество различий в том, что считать инвалидностью и как с людьми с ограниченными возможностями обращаются в разных человеческих контекстах. Сострадание — один из возможных мотиваторов, но, не зная о чьей-то жизни, о том, как с ними обращались и как они себя вели, я не думаю, что мы можем сказать слишком много о том, как и почему они выжили».
Тернер также ранее показала, что дикие приматы могут выжить в течение длительного времени, даже если они рождаются с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии. В их число входил один случай рождения детеныша шимпанзе с синдромом Дауна, который выживал, пока матери помогала старшая дочь, но умер после того, как дочь родила собственного детеныша, и больше не мог помочь.
«Новое исследование дополняет доказательства заботы и сострадания среди неандертальцев», - говорит Спикинс. «Например, взрослый мужчина-неандерталец, останки которого были найдены в пещере Шанидар в Ираке, имел иссохшую руку и поврежденную ногу и был, вероятно, глухим и слепым на один глаз. После получения этих травм он прожил еще 10–15 лет, так что за ним, должно быть, присматривали».
Конде Вальверде и Спикинс отвергают идею о том, что уход за ребенком осуществлялся в ожидании помощи, когда ребенок вырастет.
«Идея аналитического мышления, если кто-то собирается быть продуктивным, во многом исходит от нашего общества», — говорит Спикинс. «Реальность такова, что мы эволюционировали, чтобы жить в сплоченных группах, и инстинкт заботы друг о друге имел решающее значение. Люди с синдромом Дауна часто чрезвычайно ласковы и очень общительны, а это очень много значит в таких небольших обществах».