Русско-турецкое спортивное эмбарго
Охлаждение российско-турецких отношений незамедлительно отразилось на спортивной сфере. Несмотря на расхожий девиз «спорт вне политики», наши клубы, получив соответствующие рекомендации, в массовом порядке отменяют тренировочные сборы и официальные матчи на территории Турции, а также отказываются от приглашения игроков из этой страны. За считаные дни эта тенденция зашла настолько далеко, что едва не спровоцировала спортивно-политический скандал между Россией и... Бельгией.
Оперативнее всего на инцидент со сбитым Су-24 отреагировали в футбольной Премьер-лиге, клубы которой почти в полном составе планировали обосноваться на период зимнего межсезонья в Турции. Не успели официальные ведомства назвать причины крушения бомбардировщика, как в клубах уже комментировали новое положение дел. Правда, по горячим следам мнения о том, стоит ли менять место дислокации, разделились: к примеру, в «Урале» заявили о готовности к «переезду», а в «Рубине» подобную возможность отвергли. На следующий день исполком Российского футбольного союза (РФС) выступил с рекомендацией отказаться от «зимовки» в Турции. Глава Премьер-лиги Сергей Прядкин подчеркнул, что «исполком не жестко потребовал, а рекомендовал рассмотреть вопрос», но этого оказалось достаточно: в большинстве клубов рекомендацию приветствовали, да еще и в довольно решительных формулировках.
«Ноги нашей там не будет. Мы уважаем интересы России. У нашей страны есть достоинство, и после того, что произошло, мы никуда не полетим», — уверял гендиректор «Кубани» Валерий Стаценко. «Мы будем идти в ногу со всеми решениями, которые примет руководство страны. Мы очень возмущены произошедшим. Каждый россиянин думает: как теперь туда можно ездить?» — негодовал вице-президент «Терека» Хайдар Алханов. «Лично для меня ехать в Турцию неприемлемо. Я, как гражданин России, считаю, что интересы страны выше», — высказался главный тренер «Рубина» Валерий Чалый.
Аналогичное решение приняли в «Ростове», «Уфе», «Амкаре», «Краснодаре», «Спартаке», «Мордовии»... Редко наши клубы проявляют такое единодушие. Любопытно, что их позицию поддержали армянский «Пюник» и сербская «Црвена Звезда», также отказавшиеся от турецких сборов, то есть ситуация разрослась до масштабов международной акции протеста. «Мы не можем поехать в Турцию из уважения к России и Владимиру Путину», — пояснил гендиректор «Црвены Звезды» Звездан Терзич. На этом фоне выглядело удивительным то, что нашелся клуб-оппозиционер — причем не кто иной, как спонсируемый госкомпанией РЖД «Локомотив». Его президент Ольга Смородская заявила, что клуб все равно поедет в Турцию, и держала оборону целых два дня — лишь затем стало известно, что и «Локо» присоединился к турецкому бойкоту.
Тем более что к тому времени рекомендация исходила уже не из РФС, а уровнем выше — из Министерства спорта, опубликовавшего официальное обращение к клубам. Предлагая им альтернативные варианты размещения в межсезонье, глава ведомства Виталий Мутко напомнил, что «у нас созданы условия в Сочи», а также «появился Крымский полуостров». Но тут уже поднялся ропот. «А в Крыму поля есть? На сегодняшний день там и света нет», — заметил вице-президент «Ростова» Александр Шикунов. «Где там тренироваться? С кем играть? Мы в Турцию не от хорошей жизни ехали, а потому что там созданы все условия для подготовки. Будут такие же в Крыму или Сочи — с удовольствием поедем туда», — объяснил президент «Урала» Григорий Иванов. По словам Иванова, на сегодня равноценной замены Турции нет и за рубежом: к примеру, сборы в Эмиратах для его клуба — слишком дорогое удовольствие. Но это еще представитель Премьер-лиги. Насколько же внушительную брешь пробьет в финансах клубов из низших дивизионов необходимость вместо бюджетной Антальи отправиться в Дубай или испанскую Марбелью, можно лишь догадываться. Про механизмы господдержки тем, кому пришлось изменить планы подобным образом, ничего не слышно.
Тем временем к бойкоту подтянулись представители других видов спорта. И если в теннисе окончательно попрощаться с турецким берегом пока не спешат («У нас сборы проходят в марте-апреле. До этого времени еще надо дожить, посмотреть за развитием ситуации. Если будет необходимо, сборы можно перенести», — сказал глава российского тенниса Шамиль Тарпищев), то фигуристы под руководством тренера Алексея Мишина уже отказались от июльского сбора в Эрзуруме, а в Федерации спортивной борьбы России сообщили об отмене сбора, который должен был пройти в Турции аж в следующем сентябре. «Мы однозначно никуда не поедем. И на этот счет нет никаких сожалений», — заявил глава Федерации Михаил Мамиашвили.
Что касается встреч с турецкими командами в рамках международных турниров, то на этот счет Минспорта рекомендаций не высказывало. «Об отказе российских сборных и клубов от участия в официальных соревнованиях на территории Турции речи не идет», — подчеркнул Мутко. Плюс к этому, уже на следующий день после крушения Су-24 женская сборная России по футболу провела в городе Фетхие матч с турчанками, и он прошел без каких-либо эксцессов. Несмотря на это вскоре появились первые «отказники». На этой неделе волейбольные клубы «Белогорье» и «Динамо» не поехали в Турцию на матчи Лиги чемпионов: «Белогорье» 1 декабря должно было сыграть с «Аркас Спором», «Динамо» — 2 декабря с «Зираат Банкасы». Во Всероссийской федерации волейбола это решение истолковали двояко: ее генсек Александр Яременко заявил, что клубы лишь выполнили «распоряжение наших вышестоящих органов», в то время как президент организации Станислав Шевченко нашел причину в желании клубов «обезопасить своих игроков». По регламенту за неявку на матч обеим командам полагается техническое поражение, однако есть шанс избежать его: российская сторона предложила турецкой провести эти матчи 13 января, и сейчас турки вместе с Европейской конфедерацией волейбола пребывают в раздумьях. Впрочем, вероятность уступок с их стороны довольно мала. Мутко уже призвал «Белогорье» и «Динамо» готовиться к «технарю», при этом назвав их демарш оправданным: необходимо, чтобы «спал накал», считает министр.
Но и на этом с волейболом не все. Женская сборная России участвует в отборочном олимпийском турнире, который пройдет с 4 по 9 января в Анкаре. Неявка на него чревата пропуском Рио-2016, поэтому такое решение пока не принято. Тем не менее волейболистки все как одна признаются в нежелании отправляться в Анкару — речь в буквальном смысле идет о жизни и смерти, убеждены они. «Это опасно и страшно. Надо переносить турнир в другое место, потому что такие события и такое отношение к России», — считает Наталья Обмочаева. «Не знаю, стоит ли рисковать нашими жизнями на этом отборе», — говорит Екатерина Косьяненко. «Не знаю, показывают нам по телевизору правду или нет, но... Реально страшно. Ехать в Анкару не хочется. Я себе начала представлять, что туда нужно лететь. И стало жутковато», — признается Евгения Старцева. Похоже, не унывает только тренер команды Юрий Маричев. Он старается приободрить девушек: «Надо готовиться, лететь и играть. Почему мы должны бояться этого, когда наши пилоты там сражаются и гибнут?»
Аналогичные ситуации складываются в других видах спорта, чьи российские представители волей календаря в ближайшее время должны нанести визит в Турцию. Так, по данным СМИ, баскетбольный «Зенит» отказался от поездки на матч Еврокубка с «Бешикташем» 16 декабря. В Ассоциации мини-футбола России «консультируются» с МИДом по поводу участия национальной сборной в отборочном турнире к ЧМ-2016, который пройдет в Измире 10–13 декабря. А гандбольная «Лада» не горит желанием лететь на матч с «Ардешеном» в середине января...
Нежелание это, к слову, взаимно. По слухам, баскетбольный «Фенербахче» хочет перенести московский матч с «Химками» 17 декабря на нейтральную площадку за пределами России — с соответствующей просьбой турки обратились в Евролигу. Такой ход выглядит логичным с учетом того, что творилось 25 ноября на баскетбольном матче в Саратове, в котором встречались местный «Автодор» и «Бешикташ». На трибунах саратовской арены красовались баннеры с надписями «Правительство Турции к ответу», «Правительство Турции, вы за или против ИГИЛ?», «Пособники террористов будут наказаны!» и «Предатели — Hainler», а турецкой команде даже потребовалась дополнительная охрана в гостинице.
Также наш спорт ощутит на себе международный кризис благодаря введенному российскими властями запрету принимать на работу в РФ граждан Турции с 1 января 2016 года. Явно пострадают футбольные клубы, которые раньше в поисках недорогих талантов любили поживиться на турецком трансферном рынке. «Если кто-то захочет пригласить турецкого спортсмена в зимнее трансферное окно, то уверен, что такого шанса у него не будет», — подтвердил Мутко. На карьере турков, имеющих действующие контракты с российскими клубами, запрет не отразится, заверил он. По сути, речь идет об одном Гекденизе Караденизе из «Рубина». «Карадениз, по сути, русский парень, замечательный человек. Если бы все такие были как он, было бы все здорово», — похвалил легионера Мутко (вероятно, в этот момент менеджеры казанского клуба смахнули пот со лба). Правда, турецкие СМИ пишут, что из-за Су-24 у Карадениза возник конфликт с одноклубником Максимом Жестоковым — якобы на упреки Жестокова турок ответил: «Почитай нашу историю. Турция всегда защищала свои границы». Пресс-служба «Рубина» поспешила заявить, что такого инцидента не было.
Самым же курьезным случаем, который спровоцировала российско-турецкая напряженность, стала попытка запретить фанатам футбольного «Зенита» посетить выездной матч с бельгийским «Гентом», который пройдет в следующую среду. Такое решение поначалу принял мэр Гента Даниэль Термон на основании того, что в городе проживает многочисленная турецкая община, а следовательно, возможны столкновения между турками и буйными фанатами питерцев. «Если вспомнить прошлые матчи, то проблемы с болельщиками гарантированы. Мы не хотим, чтобы нас беспокоили пьяные русские», — заявил Термон. В России, однако, самоуправство не потерпели: неспособность принимающей стороны обеспечить безопасность означает перенос матча на нейтральное поле, и с соответствующим предложением Мутко обратился в УЕФА, пообещав идти в этом вопросе до конца. То ли напор министра сработал, то ли коллеги объяснили Термону, что не пускать гостей из Петербурга на стадион себе дороже, ведь они все равно приедут в Гент и, чего доброго, оставят свою энергию на улицах города, но в начале этой недели мэр запрет снял. В итоге матч посетят около тысячи зенитовских фанатов. Будут ли беспорядки? Маловероятно. По словам Мутко, с болельщиками поработают, чтобы они выглядели достойно и не дали повода краснеть за страну.