Закидали Турцию мандаринами
Эксперты уже подсчитали, что экономика Кубани потеряет от разрыва экономических отношений с Турцией около 25 миллиардов долларов. Это огромные деньги. Экономика в регионе традиционно была тесно завязана на соседнее государство и потери будут ощутимые. А обывателя, конечно, волнует, не останемся ли мы на Новый год без мандаринов. Их то в основном тоже везли из Турции. Отдавая предпочтение им. В прошлые годы абхазские фрукты не могли легко попасть на наши прилавки. А сейчас все изменилось. Турцию мы, что называется, закидали мандаринами.
У границы России и Абхазии приятно пахнет Новым годом. Мандаринами, лимонами и апельсинами сорта «Вашингтон». Я очищаю оранжевый «Вашингтон» с удовольствием и уплетаю его сочные дольки. Бородатый торговец спрашивает:
- Ну как вкус?
- Немного кисловат.
- Это потому что без химии. «Вашингтон» наш, не турецкий! Хотя я бы поменял название...
Вашингтон из нового Афона
Впрочем, «Вашингтон» для Абхазии не главный цитрусовый бренд. В южной республике поспели мандарины - золотое достояние республики. Ее хлеб и доходы бюджета. В декабре оранжевые реки ринулись к российским берегам и на Международном автомобильном пункте пропуска «Адлер» только и успевают оформлять витаминные грузы, которые фуры повезут по разным регионам России, чтобы в Новый год наши люди почувствовали знакомый с детства запах абхазских мандаринов...
Фуры-фурами, но недалеко от границы развернулась бойкая «приграничная» торговля с рук и тележек. Я вам сейчас назову цены на этом цитрусовом рубеже с российской стороны: килограмм мандаринчиков размером чуть больше шарика для пинг-понга 20-25-рублей, «два шарика» для пинг-понга 35-40. Мандарины размером с теннисный мяч 45-50. Самые суперские мандарины — 65-70 рублей. Это потолок! Ну это уж очень хорошие мандаринчики - сказка!
Понятно, что «с той стороны» границы цены снижаются еще минимум 10-15 рублей, люди берут «за переноску», так что когда зайдете в магазин родного города можете сами прикинуть наценки.
В этом году наша граница с удовольствием переваривает абхазские мандарины. Почти уверен, что в связи со сложившейся фруктово-санкционной ситуацией цитрусовому потоку из Абхазии не будут чинить искусственных препятствий. Таможня дает добро и работает напряженно днем и ночью, естественно, обеспечивая необходимый контроль...
Хожу среди авосек, ведер и тележек с мандаринами, прибывшими в Россию пешим порядком.
- Сами вырастили?
- Нет, друзья. Я к ним в гости приехала из Белоруссии. Помогаю, вот между делом.
Оказалась, что своим абхазским друзьям помогает белоруска Мария Бегель. Она улыбается:
- Нам с Россией никакие санкции не страшны! Я вот тоже мандарины в Брест повезу к Новому году...
Подруга Марии Бегель по «приграничному» прилавку была жительница Гальского района Абхазии София Лагуа. Она окончательно успокоила меня по поводу цитрусовых для России:
- Даже не переживайте, мандаринов у нас полно. Что у меня садик — всего 50 деревьев! А вот у соседа на участке 400! Знаете, какой у него в этом году хороший урожай и все отдаст в Россию..
Разузнав о приграничных ценах на мандарины, купил домой у границы абхазских «вашингтончиков» и лимоны. Скажу поштучно: десять лимонов среднего размера сторговал за сто рублей...
Впрочем, на этом мой фруктовые закупки не закончились. В Сочи я отправился на дачную плантацию киви...
Киви с острова Мамайка
На сбор урожая этого замечательного фрукта прихватил перчатки - все-таки кожура у киви шершавая и чем-то напоминает недорогую туалетную бумагу под названием «11789 метров».
Этот «кивийный»участкок прикрыл от холодов Мамайский перевал, который спускается к Сочи из Дагомыса. Хозяин киви в далеком прошлом руководитель сочинского «Зеленстроя» Владимир Ткаченко повел меня к заждавшимся нас деревьям:
- Смотри, рви аккуратно!
- А то поранюсь?..
- Причем здесь ты!? Ветки не порань...
Для начала пощупывал плоды киви. Часть из них была еще деревянная и, выбирая помягче, складывал в пакет примерно один фрукт из десяти. Владимир Никитович сказал, что «так дело не пойдет» и объяснил мне колхознику, что собирать следует любые киви, даже дубовые.
- Когда придешь домой, надо положить фрукты в темное место, - улыбнулся заядлый кивовед Владимир Никитович. - В темноте фрукты быстро доспеют, станут мягкими и вкусными. Впрочем, убыстрить процесс дозревания плодов можно и другим способом...
- Каким?
- Просто спрячь фрукты в холодильник...
К сбору урожая мамайских киви я подготовился основательно. Например, узнал, что это растение получило название за сходство формы своего опушённого плода с телом «птицы киви». Фирма первой представившая фрукт на рынке, называлась Kiwi (не путать с системой платежей и КВН!) Эмблема первой кивийной компании изображала эту нелетающую птичку. А прородительница киви дикорастущая актинидия имела массу плода всего 30 граммов. Культурная крупноплодная актинидия китайская была выведена в Новой Зеландии и отличается от исходного вида не только многократно увеличившейся массой плода, но и «вкусными качествами». Да, да - именно новозеландские селекционеры дали название полученному «новому» растению за сходство формы его опушённого плода с телом новозеландской птички киви, которая стала эмблемой этой страны. Высокое содержание калия делает киви полезным при некоторых формах гипертонии, дефиците йода. Богатый на витамины, микро- и макроэлементы, киви сокращает риск возникновения онкологических заболеваний, болезней сердечно-сосудистой системы, способен сжигать жиры, снижает риск образования тромбов...
Такая вот полезная «фруктовая птичка!»
Собирая киви на Мамайке саду Владимира Никитовича вспомнил и еще об одних плодах импортозамещения, которые мade in Sochi. Несмотря ни на что наши сочинские селекционеры продолжают работу над новыми сортами морозостойких цитрусовых. Успехи есть! Например, заведующая садом-музеем «Дерево Дружбы», а это отдел Государственного научного учреждения НИИ цветоводства и субтропических культур
Надежда Гутиева как-то рассказывала мне в саду-музее Дерево Дружбы:
- Если будет хорошее финансирование разработок и, главное, место для защищенных плантаций, то с грейпфрутами и мандаринами в России точно проблем не будет. В Сочи уже выведены наши местные сорта мандаринов и у нас растут даже юносы. Да и сами знаете, какой экзотикой раньше считалось киви, а теперь этот фрукт в Сочи процветает, чуть ли не на каждом приусадебном участке…
Подтверждаю: растут шершавые!
- Владимир Никитович, с этой веточки киви можно сорвать?
- Рви аккуратно...
И еще о наших фруктовых разработках. В сочинском НИИ садоводства и субтропических культур есть «генофонд» морозостойких мандариновых деревьев, а если будет «поставлена задача», то в течение нескольких лет в Сочи могут быть выведены и новые морозостойкие цитрусовые. Надо отметить, что в нашем сочинском НИИ идет постоянная селекционная работа и, конечно, есть саженцы тех самых «зоринских» морозостойких мандаринов. Если потребуется, то в течении нескольких лет наш «фруктовый институт» сможет обеспечить качественными саженцами мандариновых деревьев хоть всю страну. Другое дело, где их сажать в Сочи, чтобы расширить производство? Для садов надо будет выбирать незастроенные теплые участки на склонах поближе к морю. Да, «ближе к морю» участки на вес золота, но импортозамещение — это новая экономическая политика государства. Или я не прав? Впрочем, киви в товарном количестве можно набрать, кинув клич сочинским дачникам, что появился способ «оптовой сдачи» дачных урожаев. Пока такого способа нет. Видимо, у организаторов импортзамещения до российского киви пока не доходят руки...
А наша операция «Кивин» на Мамайке завершилась успешно. Затарившись мандаринами, у российско-абхазской границы я набрал еще «дубовых» плодов киви и жду, когда они поспеют в иностранном холодильнике. Нет, не жду, пока уплетаю абхазские мандарины от белоруски Марии Бегель.
Фото Виктора Клюшкина