Её убили после смерти. Как изуродовали образ актрисы Инны Ульяновой
«Это мой крест, и нести его буду я!», — декламировала героиня Инны Ульяновой в фильме «Покровские ворота», закрывая собой двух своих мужей — бывшего и нынешнего. Актриса умела быть удивительно смешной, но при этом совершенно реальной. Может, поэтому зрители были уверены, что в жизни она точно такая же, как ее Маргарита Павловна из кино.
На самом деле Инна Ульянова была человеком не напористым, очень тактичным и остроумным. И осталась такой в памяти друзей. А вот в памяти зрителей ее репутацию буквально растоптали после смерти. Серия публикаций изображала ее опустившимся человеком, не выпускающим из рук бутылки. 30 июня — 90 лет со дня рождения Инны Ульяновой. Aif.ru решил разобраться, как было на самом деле.
Имидж пьяницы
10 июня 2005 года Инна Ивановна должна была отправиться на гастроли с театром. Но за день до этого она умерла. Писали, что от онкологического заболевания. Или от цирроза печени. Сейчас основная версия — сердце. И буквально сразу Ульянова стала героиней скандальных публикаций и передач.
Все они строились на показаниях некой Людмилы Беляевой, которую представляли то консьержкой в доме, где жила актриса, то соседкой. Она в красках рассказывала, как невменяемая Ульянова носилась по подъезду в приступе белой горячки. В итоге вышло несколько «документальных» фильмов о том, как низко пала народная любимица. В кадре постоянно показывали водку, а наряженные статисты в париках изображали дикие сценки якобы из жизни Инны Ивановны. Сама артистка за такую игру так обсмеяла бы коллег, что тем пришлось бы искать другую работу.
Битва за квартиру
Увы, все банально. И разговоры про пьянство, и свидетельства озабоченных общественников — всё это были лишь козыри в битве за наследство артистки. Она завещала квартиру своей помощнице, дальние родственники пытались доказать, что завещание не действительно.
На россказни о невменяемости Инны ее подруги выдвигали свою версию о том, что Ульянова сама опасалась консьержки. Мол, та регулярно заводила разговор, чтобы артистка переписала на нее квартиру в обмен на заботу. А потом и вовсе подмешала что-то в алкоголь и, когда Инна Ивановна почувствовала себя плохо, пригласила заранее предупрежденных участкового и бригаду скорой. Так актриса оказалась на лечении в психиатрической клинике, где провела месяц фактически против воли.
В ответ слово брали уважаемые люди, среди которых, например, был режиссёр Борис Грачевский. Они вспоминали, как из-за пьянства Ульянова пропускала съемки. Другие уважаемые люди уверяли, что пила она, как все — по праздникам, и проблем с алкоголем у нее не было...
В итоге наследники обо всем договорились. В момент, когда Инна Ивановна умерла, была жива ее мама. И хотя она страдала от потери памяти, свою законную долю должна была забрать. Остальные тоже остались не в обиде — помощница Ульяновой получила деньги, дальняя родня артистки —недвижимость.
Все довольны, только вот память о прекрасной актрисе сохранилась дурная.
Папина дочка
А ведь помнить стоит совсем другое! Красавица Инна Ульянова родилась в богатой, по советским меркам, семье. Ее отец занимал высокие посты и даже работал заместителем министра угольной промышленности. Четырехкомнатная квартира на Садовом кольце, личный водитель, занятия теннисом и знаменитые соседи. В ее доме жила, например, легендарная актриса Вера Марецкая и исполнитель роли принца в «Золушке» Алексей Консовский.
Родители не стали противиться воле дочки, и та пошла поступать в Щукинское училище. Ее однокурсник Александр Ширвиндт вспоминал о ней: «Среди нас она был самая непьющая и самая спортивная».
В 1956 году Ульянова мелькнула в фильме «Карнавальная ночь», но узнавали ее не поэтому. Сразу после окончания вуза в 1957 году талантливую девушку позвал к себе Николай Акимов, великий режиссер и руководитель Ленинградского Театра Комедии (сейчас этот театр носит его имя). Шептались, конечно, что у Ульяновой и Акимова, несмотря на более чем 30 лет разницы в возрасте, был роман. Но факт в том, что Инна Ивановна сразу стала главной звездой театра. На нее ходили, о ней говорили. И вот в 1964 году Юрий Любимов, только-только возглавивший Театр на Таганке, пригласил Ульянову в свою труппу. Она согласилась, жить в питерских коммуналках ей к тому времени порядком надоело.
Он был летчиком
Да и светская жизнь в Москве была разнообразнее. И Ульянова участвовала в ней так активно, что слухи о ее романах множились и множились. Говорили, что у нее были отношения с основателем игры «Что? Где? Когда?» Владимиром Ворошиловым (1930-2001), и с олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту Владимиром Брумелем (1942-2003), и с неким «очень известным писателем». Сама Ульянова любила рассказывать о своей большой любви — французском летчике российского происхождения Константине Фельдзере (1909-1988). Герой, истребитель из легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман», после войны он был московским представителем во французской компании, которая занималась угольной промышленностью, был знаком с отцом Ульяновой.
Существовал этот роман или нет... Актриса говорила, что огромную переписку с французом она сожгла. Но, может, и не было никакой любви, Инна Ивановна умела окружить себя атмосферой загадочности и романтического флера. А ее остроумие позволяет говорит о том, что и разыграть окружающих она умела.
И всё же, как признавалась подругам сама актриса, в ее жизни был мужчина, до которого мало кто мог дотянуться. Это ее отец, которым она восхищалась и чьей любви никто не мог перебить.
«Дама с лисой»
Злые люди говорят — да у нее только одна роль! Но у сотен, тысяч талантливых артистов за всю жизнь может не быть такого успеха. А у нее были «Покровские ворота»! Маргарита Павловна в ее исполнении стала сенсацией. Фильм Михаила Козакова оказался таким точным попаданием, что все его актеры превратились в кумиров. На роль Маргариты Павловны режиссер рассматривал Людмилу Гурченко, но в итоге сделал выбор в пользу Ульяновой.
Она мгновенно потеряла собственное имя-отчество и стала Хоботовой для миллионов людей. И этим перебила свою предыдущую «роль для узнавания». Советские зрители много лет называли ее «дамой с лисой», за небольшой, но яркий эпизод в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973). Там ее подвыпившая героиня пристает к Штирлицу в отеле «Горные лыжники». «В любви я Эйнштейн!», — говорит она, размахивая мехами.
«Покровские ворота» буквально спасли Ульянову в 1990-е. Она устраивала встречи со зрителями, и люди с удовольствием платили за такие мини-концерты. За их счет кормились и другие актеры — друзья Инны Ивановны.
А потом был еще один виток славы. В середине 90-х она стала звездой рекламы — уговаривала покупать известное чистящее средство в образе Маргариты Павловны.
Про эту работу Ульянова говорила без стеснения, хотя в те годы считалось, что для большого артиста это не очень достойное занятие: «Я человек совестливый, не люблю халтурить. Мне нравилось, и это хорошо оплачивалось».
Потом в жутких фильмах об Инне Ивановне будут говорить, что она постоянно страдала. От одиночества, от пьянства. «Хоботов, это мелко!» — отрезала бы ее героиня.
Коллеги помнят актрису остроумной и жизнерадостной. Нет людей без проблем и зависимостей, все от чего-то страдают. И Ульянова не была исключением. Но вёдер черной краски она точно не заслужила. А когда в очередной раз на экране появится Маргарита Павловна из «Покровских ворот» со своим всесокрушающим оптимизмом, давайте скажем спасибо за все замечательной актрисе Инне Ульяновой.