КАК КНЯЗЬ ДОЛГОРУКИЙ ПЕРЕКОП ВЗЯЛ
Крымское ханство, с 1507 года совершавшее почти непрерывные набеги на Россию, построило в малороссийских землях несколько укреплений, которые защищали татар от ответных походов русских войск. Наибольшую и самую важную твердыню они воздвигли на границе Крымского полуострова, где Перекопский перешеек связывает его с материком.
Строительство Ор-Капу (так татары назвали новую крепость) началось ещё при хане Менгли-Гирее, который для вида союзничал с московским князем Иваном III. Хан имел далеко идущие планы и готовился к большому противостоянию с Москвой. Когда Крым попал в вассальную зависимость от Османской империи, то в крепости разместился гарнизон, состоявший из янычар. Вал, мощные башни с артиллерийскими орудиями и глубокий ров создавали почти непреодолимое препятствие для любого, кто пытался взять крепость и проникнуть в сердце татарских владений. О значимости Перекопа (так крепость называли русские) говорит тот факт, что его комендант должен был принадлежать к представителям правящей Крымом династии Гиреев. Ещё одна крепость, Арабат, прикрывала путь в Крым со стороны Арабатской стрелки.
Перекоп на гравюре Николаса Витсена. 1711 год.
Перекоп с самого начала своего существования вызывал раздражение у властей России и ВКЛ (позднее Речи Посполитой), так как позволял татарам скрываться за его стенами, уходя от погони после набегов. Его неоднократно пытались штурмовать запорожские казаки, а также регулярные русские войска под командованием Григория Косагова и Василия Голицына. К сожалению, примитивная осадная техника допетровской Руси не позволяла нашим войскам прорваться через мощные укрепления. Татары всякий раз успешно отсиживались в осаде, а потом заново устремлялись грабить русские и малороссийские земли.
Впервые мощный удар по Ор-Капу был нанесён в царствование императрицы Анны Иоанновны. Фельдмаршал Бурхард фон Миних в 1736 году взял цитадель штурмом и проник в Крым. По иронии судьбы, первым, кто проник на стены Перекопа, стал её будущий покоритель князь Василий Михайлович Долгорукий. Впрочем, тогда поход не увенчался успехом, и хищное Крымское ханство продолжило своё существование. Восстановили татары и укрепления Перекопа, частично срытые русскими инженерами.
Гравюра «Блистательная победа русской армии у Перекопа 31(21) мая 1736 года». Бек Элиас.
К сожалению, вплоть до царствования императрицы Екатерины II, крымский вопрос оставался открытым. Цари и императоры, увлечённые балтийским противостоянием, уделяли ему незначительное внимание. Татары, пользуясь фактической безнаказанностью, буквально жили за счёт набегов. В Кафе (ныне Феодосия) ими был построен огромный невольничий рынок, где русские и малороссийские рабы продавались на Восток.
Екатерина Алексеевна приняла решение раз и навсегда покончить с разбойничьим гнездом на юге. Благо для этого сложились все условия – императрица создала сильную регулярную армию и флот, которые были способны нанести татарам и османам решительное поражение.
Судьба Крымского полуострова была решена в ходе русско-турецкой войны 1768-74 гг. Понимая, что без разгрома татар в Северном Причерноморье утвердиться не получится, царица направила к Перекопу большую армию, во главе которой стоял Василий Михайлович Долгорукий.
Судьба покорителя Крыма изначально складывалась трагически. В царствование Анны Иоанновны его славный род, ведший своё происхождение от Рюрика, подвергся опале и был лишён всех имений. Василия отправили рядовым солдатом на турецкую войну, где он проявил невероятное мужество и был произведён в офицеры во время пресловутого штурма Перекопа. Миних, командовавший русской армией, имел из-за этого неприятный разговор с императрицей. В последующем Долгорукий участвовал во всех значимых войнах, которые вела империя, и дослужился до генеральского звания.
Портрет В. М. Долгорукова-Крымского работы Александра Рослина (1776).
Наступление на Крым началось в апреле 1771 года, когда большое русское войско (20 тысяч регулярных солдат и семь тысяч казаков) выступило из Полтавы и направилось к Перекопу. Долгорукий, в отличие от предшественников, подготовился к штурму ключевой крепости основательно – с собой он имел большой орудийный парк. Снабжение войска осуществлялось по рекам, в помощь сухопутной армии была направлена Азовская флотилия вице-адмирала Сенявина.
Армия Долгорукого должна была атаковать Крымский полуостров сразу с нескольких сторон. Главную задачу штурма Перекопа Василий Михайлович взял на себя, а к Арабату направил отряд генерал- майора Ф.Ф. Щербатова. После взятия ключевых крепостей русские силы должны были двигаться в сердце Крымского ханства.
Русские войска во время похода шли не сухими степями, а вдоль Днепра, получая постоянное снабжение. Это позволило Долгорукому избежать главной ошибки прежних покорителей Крыма, которые заставили своих солдат страдать от зноя и жажды.
Татары, зная о подходе Долгорукого, сосредоточили в крепости большие силы, возглавляемые самим ханом Селим-Гиреем III. Впрочем, татарская армия в открытом бою ничего не могла поделать с регулярными силами, поэтому все надежды татары возлагали на мощные укрепления.
Долгорукий, подойдя к Перекопу в июне 1771 года, принял решение не затягивать осаду, а попытаться взять крепость решительным штурмом. 25 июня он обманул татар ложным манёвром, а сам в это время направил отряд во главе с генералом Мусиным – Пушкиным на штурм цитадели. Когда татары опомнились и пытались оказать сопротивление, то в тыл им ударила русская конница, прорвавшаяся через озеро Сиваш. Татарские силы во главе с ханом в панике бросили крепость и устремились на юг. Долгорукий, покончив с Перекопом, двинулся дальше и преподнёс Крым императрице Екатерине II, которая сердечно отблагодарила талантливого генерала.
После завоевания Крымского ханства надобность в крепости, закрывающей выход из Крыма, отпала. Впрочем, в годы Гражданской войны бойцам Красной армии опять пришлось атаковать Перекоп, обороняемый, правда, уже не татарами, а белыми русскими отрядами генерала Врангеля. Впрочем, это уже совсем другая, трагическая страница нашей истории…
Заглавное фото. «Штурм Перекопа русскими войсками. 14 (25) июня 1771 г.». Неизвестный художник,1791 г. Холст, масло, 180х179. Государственный исторический музей.