Президентская рокировка в Иране: Как новый лидер персов поступит с Россией?
Чуть более месяца назад в авиакатастрофе погиб действующий президент Ирана Ибрахим Раиси - неожиданно потерпел крушение вертолет с чиновником на борту. В связи с этим в стране были объявлены внеочередные выборы: на все избирательные процедуры власти выделили сорок дней. Всего в бюллетенях будет представлено четыре кандидата.
Первые два - давние политические противники Саид Джалили и Масуд Пезешкиан. Джалили активно выступает за возобновление ядерной сделки, а его оппонент высказывается категорически против. Компанию им составят Мостафа Пурмохаммади, чуть более либерализированный политик, поддерживающий отмену законопроекта о цензуре материалов в интернете, и Мохаммад Багер Галибаф, ярый националист и сторонник депортации понаехавших в Иран афганских мигрантов. В общем, список довольно широкий.
Для восточной страны с явным ориентиром на традиционный ислам такое разнообразие в рядах кандидатов явление, мягко говоря, необычное. Гражданам действительно есть из кого выбирать: Джалили явно ориентируется на более агрессивную политику и оборонный сектор, Пурмохаммади намеревается смягчить курс в стране, Багер Галибаф собирается направить Иран на путь национализма, а Пезешкиан заинтересован в мире и стабильности внутри государства. Так или иначе, президент на Востоке - слуга народа, и любому из кандидатов придется подстраиваться под актуальные требования населения.
А какую роль президент играет в политической жизни Ирана? По сути, он лишь отражает позицию духовенства страны: во главе восточной державы стоит верховный религиозный лидер аятолла. Сейчас его пост занимает Али Хаменеи. Призвание президента - помогать ему в принятии важных решений и доносить их до ушей населения. Участвует президент и в международных поездках, разнообразных встречах и конференциях, подписывает официальные документы.
Процент заинтересованности в выборах у населения, к слову, крайне высокий. Способствуют этому и чиновники: даже аятолла Али Хаменеи лично прибыл на избирательный участок и проголосовал за понравившуюся программу.
Для аятоллы нет принципиального значения, кого именно иранский народ выберет в качестве нового президента. Из всех допущенных кандидатов исламское духовенство устраивает каждый, поэтому выборы обещают быть честными и справедливыми. Граждане Ирана будут голосовать в свободном и законном порядке - такие условия проведения мероприятия обязуется обеспечить религиозная «верхушка» страны.
Особенных изменений в отношениях Ирана с РФ после прихода нового президента не ожидается. Иранские дипломаты утверждают, что новый руководитель будет с таким же теплом относиться к Москве, как и его предшественник Раиси. Тегеран считает Россию союзным государством и поддерживает Кремль в борьбе против коллективного Запада.
Членов НАТО во главе с Соединенными Штатами и их главного партнера Израиля в Иране, к слову, называют сионистами. Так на Востоке называются организаторы и приспешники преступных политических режимов.
Выборы в Иране и мусульманских государствах в целом - мероприятие крайне волнительное, часто сопровождающееся массовыми беспорядками, уличными драками и перестрелками. Но как ни странно, агрессия к президенту в итоге перерастает во всеобъемлющую народную любовь. Нам за результаты выборов переживать не стоит. Чего, кстати, не скажешь об американцах - Тегеран продолжает позиционировать США и союзные им страны как своих главных врагов.