Руководство тульского центра образования № 4 (бывшей четвертой гимназии в Мясново) обратится к городским властям с просьбой о присвоении учебному заведению имени знаменитого выпускника, народного артиста СССР Вячеслава Невинного.
К этому, говорят, долго шли. Невинный обрел славу еще в советское время, но тогда в школе им просто гордились и иногда радовались появлению любимого артиста на встречах выпускников.
Вячеслава Михайловича не стало в 2009 году, и сразу после его ухода товарищи впервые подняли вопрос об увековечении памяти артиста. Присвоить школе имя Невинного предложил режиссер и известный тульский общественный деятель Игорь Михайлович Москалев, с которым народный артист вместе учился и дружил. Но тогда был получен ответ в том смысле, что после смерти Невинного прошло совсем мало времени, и к этому вопросу стоит вернуться позже.
К сожалению, Москалеву, стремившемуся сохранить память о нашем знаменитом земляке и даже подготовившему двухтомник о нем, не суждено было застать воплощение своей идеи. Игоря Михайловича не стало в феврале этого года, а на днях, в канун очередного дня рождения Вячеслава Невинного, на здании школы, где он учился, появилась мемориальная доска. Во время церемонии речь шла о том, что руководство центра образования № 4 обратится в администрацию Тулы с просьбой присвоить имя Невинного школе. Сегодня уже нет сомнений: обращение будет поддержано.
Шаг в искусство
Класс, в котором учился Вячеслав Михайлович, был очень дружным. Его выпускники, а 23-я железнодорожная школа в те времена была мужской, до сих пор собираются вместе.
— Из нашего класса вышли и актеры, и летчики, и ученые-оборонщики. Может быть, не скромно, но, говорят, это был звездный класс,— улыбается капитан первого ранга в отставке Евгений Алексеевич Демьянов.— А нашим классным руководителем был не кто-нибудь, а знаменитый тульский коллекционер самоваров Яков Наумович Басин. Он нас всех объединял, мы на него равнялись…
И продолжает:
— Славка к нам пришел в шестом классе, но дружить мы стали в девятом. У одного из наших ребят было полное собрание сочинений Толстого, которым мы зачитывались, а потом долго обсуждали, спорили. Спорщики мы были еще те! Иногда людям вокруг даже казалось, что мы ругаемся, но это были именно диспуты. Несмотря на время — начало 50-х,— мы были какими-то очень свободолюбивыми. Потом, когда Слава в театре играл в «Живом трупе», он говорил, что что-то в нем осталось от тех школьных обсуждений Толстого…
Одноклассники Невинного собираются в родном для них концертно-спортивном зале школы. На самом деле это помещение — ни то и ни другое, просто один из больших классов когда-то приспособили для занятий физкультурой и проведения творческих мероприятий. Здесь и состоялся творческий дебют Вячеслава Михайловича.
— На четвертом курсе тульского пединститута я проходил в своей школе практику,— вспоминает еще один известный выпускник бывшей 23-й железнодорожной краевед Вячеслав Иванович Боть.— Одним из пунктов моего задания была организация культмассового мероприятия, и я предложил провести в 10 классе вечер поэзии Маяковского. Раздал всем стихи, и тут ко мне обратилась одна учительница: у нас в 9-м есть мальчик, который очень хорошо читает, не возьмете его? Она привела Славу Невинного, которому предлагать ничего не пришлось — он сам выбрал стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» и сказал, что прочитает его. Репетиций не было, я поверил на слово. И вот начался этот вечер в спортзале. Он не просто читал стихи — он их проживал, проигрывал, жестикулировал так, что зал следил за каждым его движением. А когда это закончилось, раздались аплодисменты. Только потом я узнал, что у мальчика с этим произведением был связан личный опыт: семья жила в коммуналке в Мясново, а потом получила отдельную квартиру на ул. Революции…
Эссе о комбайнере
О том, что он будет актером, Вячеслав Невинный заявил еще в детстве. Одноклас — сники знали его любовь к лицедейству, а те, кто общался с семьей, вспоминают, что отец Вячеслава Михайловича был мужчиной обаятельным и искрометным, сам в какой-то мере артист, хотя и не имел прямого отношения к этой профессии, а работал механиком на оружейном заводе. А еще в классе и среди знакомых ходит байка о Невинном-комбайнере.
— В 10 классе мы писали сочинение-эссе о лучшей профессии на свете. Так вот Слава написал замечательное эссе о комбайнере, где так правдоподобно восхищался этой профессией, что многие даже поверили, что он хочет управлять комбайном,— говорит Михаил Алексеевич Хатюшин.
Листок с сочинением одноклассники Невинного до сих пор хранят и обещают передать его в школьный музей. К слову, в актерской профессии Вячеслав Михайлович пахал не меньше любого настоящего комбайнера.
— В начале 50-х годов появился в нашем дворе новый пацан. Звали его Славик Невинный. Все мы во дворе имели клички, по именам никого не называли,— рассказывает Валерий Сергеевич Майоров.— К Славе как-то сразу прилипла кличка Чудо. Мы только так к нему и обращались, а он нисколько не обижался. Слава сумел поладить со всеми во дворе. Он быстро организовал нас, ребят моложе его на 3–4 года. Играли в футбол, волейбол, лапту, пели песни под гитару. Даже создали свой незатейливый джаз-бэнд. Славка Невинный бренчал на гитаре, Толик Родионов играл на губной гармошке, Валька Еремин барабанил в пустое ведро. В то время была модной мелодия «О, Сан-Луи…». Мы сами перевели ее на русский язык, и получилось здорово! Вечерами иногда говорили о политике. Негромко. Однажды Славка сказал: «Представьте, прилетаем мы на Марс. Нас встречают марсиане и говорят, что мы живем так, как они жили миллион лет назад». Мы тогда призадумались…
Последние дни
Закончив в 1954 году школу, Вячеслав Невинный держал экзамен во ВГИК, но не прошел по конкурсу. Кстати, о том, что поступал будущий артист именно во ВГИК, нам рассказали в школьном музее, хотя в биографиях часто пишут, что это была школа-студия МХАТ. Просто именно там Невинному улыбнулась удача, но случилось это год спустя. В сезоне 1954–1955 годов Вячеслав Михайлович играл во вспомогательном составе тульского ТЮЗа.
Уехав в Москву, Невинный возвращался в Тулу нечасто, хотя одноклассники и знали, что артист не зазнался и в его квартиру на Тверской им всегда можно было прийти. Говорят, бывая в Москве, часто к нему заходили, и он всегда был рад гостям.
Последний такой визит состоялся в 2008 году. Друзья подготовили подарок артисту: распечатали его большой портрет, а на обратной стороне написали пожелания. Собрали в подарок ко дню рождения домашние соленья и еще какие-то вкусности. В доме на Тверской гостей встретила консьержка, которая сказала, что Невинный недавно уехал на дачу и когда вернется, неизвестно. Друзья отправились обратно вместе с подарками и только позже узнали, что все это время Вячеслав Михайлович был дома, но видеть никого не хотел. Ему только что отняли ногу. Спустя полгода актера не стало.