Сталинский путь и НАТО: Российский угольный караван проскочил мимо блокады, выйдя к Индийскому океану
Россия начинает прямую торговлю углем с Индией без европейских посредников. Первые вагоны с грузом уже отправились на Восток через новый транспортный коридор «Север — Юг» - без обходных путей вроде дальневосточных портов и натовских акваторий, плавать в которых нам, разумеется, запретили. Первая партия, так сказать, «пробная»: всего два железнодорожных состава. Дальше будем смотреть по ситуации. Если все пойдет хорошо, будем поставки наращивать.
Караван со знаменитым кузбасским углем двинулся в Индию из Кемеровской области через казахские и туркменские территории до порта Бендар-Аббас - важнейшей транспортной развязки в Иране, охватывающей земли Персидского и Оманского залива. Конечная точка на карте - Чабахар, все еще иранский порт, который недавно по двустороннему соглашению на десять лет перешел под контроль Нью-Дели. Порт имеет прямой выход в Индийский океан.
На порт Чабахар возложена большая ответственность: именно он должен стать основным связующим между Ближним Востоком и державами Евразийского региона по морю. Ожидается, что в ближайшем будущем маршрут даже составит полноценную конкуренцию китайской альтернативе «Пояс — путь». Для обложенной европейскими санкциями России это замечательная возможность наращивать торговые обороты за рубежом без трудностей с перевозками.
Транспортные эксперты уже опубликовали предварительные оценки перспективности проекта. Так, уже через шесть лет поток грузов, проходящий через «Север — Юг», должен увеличиться с уже имеющихся пятнадцати до более чем сорока миллионов тонн ежегодно. Еще через пять-десять лет - до шестидесяти-ста миллионов тонн в год.
Отметим, что идею развивать логистические связи с Индией в нашем правительстве вынашивали несколько десятков лет. Первые документы о его учреждении были подписаны еще в начале «нулевых». Маршрут выглядит действительно впечатляюще: общая его протяженность со всеми автомобильными дорогами, морскими портами и железной дорогой составляет аж семь тысяч километров.
Как говорят отечественные историки, о строительстве судоходного канала с подобным курсом задумывались еще в Российской Империи, о коридоре неоднократно говорил и Иосиф Сталин. Много лет назад был разработан полноценный инженерный проект, однако реализовать его так и не удалось: сначала Русско-японская война, затем Первая мировая, Гражданская война, Вторая мировая война. Тут уж было не до проектов.
Потом, когда обстановка в стране окончательно стабилизировалась, думать о строительстве стало уже поздно. Главными товарищами для Тегерана заделались американцы, основной целью которых, понятное дело, была изоляция Востока и недопустимость развития отношений восточных держав с Россией - ни экономических, ни дипломатических, ни торговых. К тому же, Иран находился в прямой зависимости от США, на которые приходилось до семидесяти процентов иранской экспортной нефти.
Однако американское благолепие не может продолжаться вечно: сейчас считавшиеся хорошими раннее пути используются скорее не как поддерживающий развитие торговли фактор, а как инструмент политического давления на тех, кто посмел сопротивляться коллективной повестке Запада. Современный мир сейчас делится на три больших блока: страны-участницы НАТО или Евросоюза, противостоящие им державы и нейтральные государства, которые судьбоносное решение принимать пока не спешат.
По сути, союз Москвы и Тегерана - вполне логичное развитие событий, поскольку в одиночку противостоять целому ряду западных противников, надо признать, невозможно. Ну а дружить с Ираном - на редкость грамотная затея. Эта самая дружба открывает возможность для создания нового влиятельного экономического объединения, способного регулировать взаимоотношения между собой без оглядки на Белый Дом.
В распоряжении Ирана - огромный потенциал в области экономики, замечательное географическое расположение и возможность наладить торговый путь для России еще и в Африке. Индия - постоянный покупатель отечественных природных ресурсов. А на случай возникновения разногласий существует проверенная временем система взаимных гарантий. Дела на Востоке теперь будут решаться без участия Запада - и этот факт европейцев и американцев очень пугает.