Могут ли попасть под санкции компании из Петропавловска, которые торгуют с Россией
На севере Казахстана грузоперевозчики и другие участники внешнеэкономической деятельности обеспокоены нынешней геополитической ситуацией в мире. Тесные экономические связи с Россией, которая вынуждена жить в условиях жестких санкций, заставляют задумываться о рисках попасть под них и казахстанцам. Не обернется ли сотрудничество с российскими банками введением санкций против казахстанских компаний? И может ли Нацбанк, выдавший лицензию ВТБ банку, который уже давно попал под санкции, тоже пострадать? С такими вопросами от наших читателей редакция Петропавловск.news обратилась к эксперту, казахстанскому финансисту Расулу Рысмамбетову.
В связи с геополитической ситуацией в мире, введением ряда санкций в отношении российских банков, некоторые казахстанские компании вынуждены принимать оплату и сами оплачивать услуги через российские банки второго уровня. При этом последние, как известно, находятся под санкциями. Казахстанские банки сейчас не принимают ни оплату, ни переводы санкционных банков, как и сами не оказывают подобные услуги. То есть совершить необходимые операции для сотрудничества с Россией можно только через один банк — ВТБ.
ВТБ принимает деньги из санкционных банков. И сам находится под санкциями. При этом с ним в Казахстане работают только через Казпочту. Так что непонятно, каким образом может отразиться работа с российскими контрагентами через санкционные банки на казахстанских компаниях участниках ВЭД в дальнейшем.
У бизнеса, который занимается железнодорожными перевозками, и участников внешне-экономической деятельности есть и другие страхи: «ВТБ Казахстана попал под санкции давно. Но лицензию выдает Нацбанк РК. Не получится ли завтра, что и он попадет под санкции за то, что дал такую лицензию? Мы мелкие игроки этого рынка, а вдруг через год все мы, кто с ними работал, тоже попадем под санкции? Когда началась война, мы учились выживать и уже многое пережили. Но сейчас ни юристы, ни бухгалтера не понимают, как вести себя в нынешних условиях».
Как рассказал финансист из Алматы Расул Рысмамбетов, этот вопрос он неоднократно обсуждал со всеми регуляторами. Санкции будут только ужесточаться. При этом все их инициаторы понимают, что торговля между Казахстаном и Россией не ставится на стоп, а даже в каких-то вопросах увеличивается. При этом рынок отслеживают, и в нем нет запрещенных санкционных товаров.
— Казпочта является национальной компанией, поэтому все эти переводы можно считать правильными и нормальными. ВТБ остался, чтобы обеспечивать торговлю. При этом я знаю, что ряд наших банков также продолжает обслуживать своих клиентов, которые работают по контрактам, заключенным до войны. Потому что их уже не переведешь в другой банк. И я знаю, что наши банки на связи с OFAC. Это структура минфина США, которую они уведомляют о сделках и объясняют, почему та или иная сделка была проведена. Поэтому риски хоть и есть, но в первую очередь санкции могут коснуться банков и крупных компаний, которые также хорошо общаются с их инициаторами. К тому же внезапно вдруг за ночь они точно не возникнут, — прокомментировал эксперт.
Он отмечает, что многие казахстанские грузоперевозчики и другие компании вынуждены открывать счета в российских банках в рублях и в тенге для того, чтобы оставить за собой российских контрагентов. При этом, как действовать дальше, пока непонятно. Необходимо понимать, что прежде, чем ввести санкции, будет предупреждение. Например, письмо, в котором будет указано, что «нам кажется, что вы нарушаете…» При этом и у компаний, и у Казпочты, и того же ВТБ, будет время, чтобы объяснить свою позицию и как-то исправить ситуацию.
— Можно будет объяснить, почему те или иные сделки проводятся. Потому что речь идет о перевозке пищевых товаров, товаров народного потребления. Нет такого, чтобы кто-то из казахстанских компаний случайно продавал со своего склада танки или другие санкционные товары. Поэтому мой совет: пока продолжать работать в нынешнем стиле и постепенно ставить вопросы перед казахстанскими регуляторами, как дальше быть. В сентябре, я так понимаю, будут дополнительные технологические санкции. Поэтому надо сейчас потихонечку к этому готовиться. Но все через официальные каналы и официальные обращения, — заключил финансист Расул Рысмамбетов.