«Позвоночник ходил в разные стороны». Великий русский гимнаст Немов чуть не лишился карьеры из-за врачей
Медики настаивали на серьезной операции.
Олимпиада-1996 в Атланте стала для Алексея Немова первым громким успехом. Несмотря на все сомнения главного тренера, гимнаст доказал свое право выступать на Играх. Из США Немов вернулся с шестью медалями, две из которых оказались золотыми. Однако из-за травм он мог завершить карьеру намного раньше.
Перед Атлантой россиянину мешало плечо — из-за неприятных болей ему пришлось корректировать объем работы на кольцах. Операцию отложили до завершения Олимпиады и успешно провели в ЦИТО чистку сухожильного ложа.
Со спиной история оказалась сложнее. За три года до Игр-1996 Немову сделали первую «блокаду», чтобы облегчить ситуацию. Но глобально от этого проблема не решилась, а лишь отсрочилась. Медики настаивали на непростой операции.
— Вопрос о завершении карьеры встал очень остро, проблемы с позвоночником были серьезные. Я был, как говорили медики, нестабильный. Позвоночник ходил в разные стороны, врачи, консультируясь, хотела даже класть меня на операцию, чтобы поставить скобы, зафиксировать позвонки. Мне об этом сказал Николко. Видимо, врачи хотели, чтобы известие исходило от близкого человека. Сказал и ждал ответа. Я помню, как просто пробормотал:
— Евгеньич, да не, не… Операции не будет. Давайте мы сами как-нибудь, сами…
Мы так работали все эти годы, и теперь надо было бросать все к чертовой матери? И ходить с какими-то там скобами, жалобно посматривая на олимпийские медали и вздыхая о тех, что мог бы получить? Я понимал, что здоровье богатырское, если его нет, взять неоткуда. С генетикой не особенно поспоришь. Но здоровье можно поправить, подкорректировать. Ведь это же бывает? Во всяком случае надо попытаться.
В детстве у Немова диагностировали сколиоз. Особенно критичным стал переходный возраст: из-за болезни длина ног отличалась на пару сантиметров. Для спортивной гимнастики это было важно — в таком сложнокоординационном виде спорта на результат влияют даже самые мелкие детали.
Алексей не унывал. К особенностям тела пришлось приспособиться, а дополнительно парень ходил на лечение, чтобы держать проблему под контролем.
— Когда я слышал о том, что «бросай, а то хуже будет!» — было не по себе. «Хуже» — что это значит? Я — отдельно, спина отдельно ходить будем? Или вообще не ходить, в коляске ездить? Страшноватая перспектива.
Почему все же прогнозы медиков меня не остановили в тот момент? А разве что-то могло остановить? Во-первых, я любил гимнастику. Потом появились результаты, победы превращались в реальность, и тут — бросай все! Для меня это равносильно тому, что жизнь заканчивается. Кто-то вдруг вынес приговор…
Так в тренировочном процессе появился целый комплекс специальных «подкачек» и упражнений для укрепления мышц. Скрупулезная работа помогла Немову не только дотерпеть до Атланты, но еще и продержаться в топе два следующих олимпийских цикла.
В материале использовались цитаты Алексея Немова из его книги «Честная игра».