Колкер, Кейн, Обама — выбор Опры Уинфри
Специально для «Сноба» нон-фикшн-редактор «Литрес» Елена Тарасова собрала семь увлекательных нехудожественных книг, которые рекомендует телеведущая Опра Уинфри.
«Что-то не так с Гэлвинами. Идеальная семья, разрушенная безумием», Роберт Колкер
Нон-фикшн-триллер об американской мечте, на деле оказавшейся кошмаром. Жизнь Дона и Мими Гэлвин была как с картинки в журнале: он — военный с приличной зарплатой, она — идеальная домохозяйка и мать первенца; впереди спокойные послевоенные годы. В семье Гэлвинов пополнение за пополнением, но молодые родители не думают останавливаться. К тому моменту, когда братьев и сестер стало двенадцать, окружающие начинают замечать, что с мальчиками Гэлвинами что-то явно не так. У шести братьев проявляется шизофрения, сестры живут в ужасе от их поведения, мать семейства уделяет время больным и совершенно закрывает глаза на потребности здоровых детей, а Дон сражается с собственными демонами.
Роберт Колкер погружает читателей в пучину безумия семьи Гэлвинов: осознавать происходящее страшно, оторваться невозможно. Параллельно с основным повествованием автор рассказывает, как изучение семьи Гэлвинов помогло в развитии психиатрии и конкретно изучения природы и причин возникновения шизофрении.
«Becoming. Моя история», Мишель Обама
Воодушевляющая история простой девочки из Чикаго, ставшей первой леди США. Мишель Робинсон действительно родилась в простой семье, где больше всего ценили труд и хорошее образование. Пусть она росла в неблагополучном районе, Мишель удалось с отличием окончить школу, поступить и выпуститься из Гарварда, построить карьеру в юриспруденции и некоммерческом секторе. Наконец, встретить будущего мужа и не стать «трофейной женой», а, напротив, оставаться равноправным партнером и вовлеченным родителем.
Конечно, это история успеха, и она укладывается в стройный нарратив подобных книг. Однако в тексте много и достаточно откровенных историй из жизни четы: как супруги проходили через кризисы, как справлялись с невозможностью забеременеть, как стремились сохранить нормальное детство своим детям, уже живя в Белом доме. В мемуарах Мишель Обамы довольно мало говорится о политике как таковой, большая часть посвящена расовой сегрегации, неравенству и тому, как с этим справлялась героиня и ее родные.
«Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя», Шерил Стрэйд
Для писательницы Шерил Стрэйд путь на психологическое дно был долгим и, наверное, даже типичным: смерть близких, беспорядочные связи, развалившийся брак, наркотики и саморазрушение. Единственный возможный путь — наверх. Шерил собирает нехитрые пожитки и отправляется в пеший поход по МТХ, Маршруту Тихоокеанского хребта. Без особой подготовки, без каких-то навыков, под палящим солнцем, проливным дождем и снежной метелью она шаг за шагом пытается найти дорогу к новой себе. Отгоревать страшное прошлое, простить себя и других, дать себе шанс на новый старт. Стрэйд прошла 1770 километров, от Мохаве в Калифорнии до моста Богов на границе штатов Вашингтон и Орегон. Одиночество писательницы на этом пути становится и лейтмотивом книги, и способом все-таки обрести себя. Эту автобиографию экранизировала продюсерская компания Риз Уизерспун, а актриса сыграла главную роль.
«Переживание чувств. О силе грусти и внутренней свободе», Сьюзан Кейн
Токсичный позитив не выход: всегда улыбаться, сохранять бодрость духа и излучать оптимизм не получится. В меланхолии, тоске, грусти — во всех этих сложных чувствах на самом деле спрятаны сокровища. Впрочем, факт, что без грусти и радость будет неполноценной, большинство из нас осознало еще в момент выхода фильма «Головоломка». Книга Кейн — еще одно хорошее напоминание. «Боль можно превратить в источник творчества, духовной работы и любви», — пишет Сьюзан.
«Касты. Истоки неравенства в XXI веке», Изабель Уилкерсон
Изабель Уилкерсон опубликовала исследование сегрегированного социального устройства на примере Америки, Индии и нацистской Германии. Автор понимает касты шире, чем это принято в Индии: к данному феномену можно отнести общество, где так или иначе узаконено притеснение любой группы — по расовому, национальному, половому и другим признакам. В основном писательница рассматривает проблемы современной Америки: на великом множестве примеров неравенства из далекого прошлого и наших дней читатели обнаруживают, что общество не так далеко ушло от страшных практик рабовладельчества и линчевания.
Изабель Уилкерсон ставит задачей доказать, что кастовая система не только не осталась в прошлом, но и является той переменной, без осознания и удаления которой невозможны по-настоящему прорывные изменения в обществе. Она стала первой женщиной афроамериканского происхождения, удостоенной Пулитцеровской премии, а по книге «Касты. Истоки неравенства в XXI веке» Netflix снимет художественный фильм.
«Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели», Экхарт Толле
Своей популярностью немецкий писатель и духовный оратор во многом обязан Опре: именно она, прочитав его книги, позвала Толле на свое шоу. Работы Экхарта Толле посвящены духовному пробуждению. «Новая земля» развивает идеи, начатые в «Силе настоящего»: нашими желаниями и поступками управляют страх и эго, но по-настоящему счастливая и осознанная жизнь начинается, когда человек проживает каждый момент здесь и сейчас. Именно тогда мы можем ощутить подлинное единение с миром и всеми людьми, выйти из беличьего колеса погони за материальным и сосредоточиться на счастье. А чем больше осознанных людей, тем скорее человечество окажется на «новой земле».
«Воин любви. История любви и прощения», Гленнон Дойл Мелтон
Еще одна автобиографическая история. В жизни писательницы было достаточно трагедий и травм, и она пишет обо всем, через что ей пришлось пройти, выстраивая нарратив от саморазрушения к обретению веры. Здесь много рефлексии, много попыток осмыслить сложное детство и взросление, насилие и абьюз, и поиск выхода. Гленнон Дойл рассказывает, как перепробовала множество духовных и эзотерических практик, но в итоге нашла спасение в религии: «Почему меня учили бояться Бога, когда Бог — это единственное место, где не существует страха?» Книги Гленнон Дойл читают на книжных клубах Опры и Риз Уизерспун.