Угол площади Дурбар и площади Басантапур в Катманду, столице Непала, весь день переполнен людьми - туристы фотографируются, местные жители продают и покупают вещи, заходят в храм-пагоду - там десятки людей. Шум невообразимый. Я был с Рашмилой, молодой женщиной. Когда-то она была Радж Кумари (Королевской Кумари) и жила на втором этаже дворцового храма Кумаригарх. Тысячи паломников окружили окна, выходящие во внутренний двор. Главный пастор каждое утро целовал ей ноги. Каждый год король Непала лично просит ее благословения (Непал стал Федеративной Демократической Республикой в 2008 году).
"Восемь лет я служила своей стране, участвовала в ритуалах, помогала больным детям. Живая Богиня, я приобрела тайные мантры, которые могут читать только посвященные. Некоторые из них я буду повторять до самой смерти. Серебряный обруч "Нага" (Один из атрибутов Кумари)) дал мне сверхчеловеческие силы - я не чувствовал голода, жажды, жары или страха. Действительно, я ни разу не плакал и не болел за восемь лет, несмотря на свои качели, сотни кукол и телевизор, но часто чувствовал себя одиноким. », — без ностальгии сказала Рашмила.
До первой крови
Традиция выбора живой богини (известной здесь как «Кумари») зародилась в Непале в 17 веке. Об этом происшествии существует несколько легенд. Все они начинаются с одного и того же: с незапамятных времен непальским королям при принятии важных решений давала советы богиня Таледжу Бхавани, очень популярная фигура в индуизме – многие воплощения Кали Дурги. Богиня по своей сути прекрасна. Остальные версии расходятся. Один из королей самым жестоким образом занялся сексом с маленькой непальской женщиной.
Она умерла, и сладострастный мужчина в искупление ввел в стране культ маленьких девочек, утверждая, что богиня будет вселяться в них. По другой версии, Дурга фактически завладела девочкой и маленькую девочку изгнали из страны. Но королева заступилась за изгнанницу, вернула ее на родину и приказала всем воздать ей должное. Третья версия – классика. Король влюбился в богиню, что ее очень разозлило.
С тех пор Дурга начала перевоплощаться в невинную девушку, чтобы не искушать монарха. Как только у Кумари начинается первая менструация, комитет духовенства и астрологов ищет замену девочкам в возрасте от 3 до 5 лет — возраста, в котором дети теряют первые молочные зубы. Кандидаты рассматриваются на основе тридцати двух критериев. Будущая семья Кумари должна принадлежать к касте Баре (ювелирной касте) клана Шакья народа Невали на протяжении трёх поколений. Ее личный гороскоп должен быть интегрирован с национальным гороскопом. Внешний вид очень важен – расстояние между глазами, форма мочек ушей, цвет глаз и волос, безупречные зубы, ни одной родинки, бородавки или шрама на коже. Любая царапина или царапина, которая может кровоточить, уничтожит шансы претендентки и для нынешней Кумари будет означать конец ее карьеры.
Девушек, прошедших все измерения, в конечном итоге запирают на ночь среди голов жертвенных животных во дворце Ханумана Дхоки. Время от времени врывались люди в страшных масках и пугали их до полусмерти. Самый храбрый человек утром — Радж Кумари (помимо королевского Кумари в разных частях страны одновременно может находиться с десяток Кумари более низкого ранга), которого после очищения переносят во дворец в Катманду церемония.
Руками не трогать
Прогуливаясь по лабиринту узких улочек старого города, Рашмила подошла к неприметному темному зданию. «Это дом моей семьи. Мне стыдно признаться в этом, но в тот день, когда я перестала быть богиней и попалась, я просто возненавидела его – потому что он был не один, а рядом с кем-то еще, потому что у него не было свой Двор, потому что это не дворец.
Моя собственная семья была для меня чужой, и я не понимал, почему мне приходится есть за одним столом с этими людьми. "Для бывшей Кумари годы, проведенные во дворце, были связаны не столько с роскошью, сколько с одиночеством. Семья, друзья, первые игрушки, одежда и украшения - все это за порогом ее нового дома. Здесь она общалась в основном с слуги-кумарари и изредка с детьми ее касты, которые приходили к ней в гости с разрешения совета и играли только в мирные игры - таким образом, не дай Бог, богиня не пострадает.
Обратите внимание: Расстаться или нет?.
Сама она покидает дворец лишь немногими раз в год — во время крупных религиозных праздников — и только в паланкине. В эти годы стопам Кумари не положено касаться «нечистой» земли. Утром и ночью девушка на золотом троне молится и принимает мольбы подношения – цветы, деньги, рис, сахарная пудра и другие подарки.Непальцев и индийцев допускаются в тронный зал в особых случаях. Иностранцев здесь считают неприкасаемыми, и им воспрещен вход во внутренние покои. За небольшое пожертвование они могут войти во двор и крикнуть оттуда: «О, моя богиня!» Считается, что каждый, кто увидит Кумари, будет счастлив всю свою жизнь. Девушка впервые осознает важность своей миссии. Во-вторых, ей было ужасно скучно — из окон дворца она могла видеть только площадь Дурбар и бегающих вокруг нее торговцев овощами, рикш и носильщиков-шерпов. Поэтому, как правило, в ответ на зов в галерее появляется любопытная мордашка, с нарисованным на лбу огненным глазом и толстыми черными стрелками от глаза до корней волос.
Своими ногами
Рашмила была первой бывшей богиней, получившей образование – она стала программистом. Никто из ее старших даже не научился читать. «Мне было очень трудно справляться с самыми простыми ежедневными задачами: выходить из дома, одеваться, мыть посуду, идти в школу. Нас с пятилетним братом отправили в один класс! Через два часа меня отправили в один класс! измученный, и учитель не мог понять ни слова из сказанного. Мне не был задан предмет – ни английский, ни математика, ни базовый алфавит. Но я победил своего внутреннего Кумари».
Рашмила сбылась, и теперь маленькие богини, живущие во дворце, могут выйти в Интернет и узнать все, что им потом пригодится в повседневной жизни.
Сегодня в Непале девять бывших живых богинь. Самому старшему из них, Дилу, 91 год (на момент написания статьи 2016 год – прим ред.). Принято считать, что муж Живой Богини умрет от кровавого кашля через шесть месяцев после свадьбы, поэтому многие Кумарис не женятся, а у нее в семье наоборот. Дети и внуки уважали Дилла. В доме есть комната, к которой больше никто не имеет доступа. Там Дилл произнес заклинание, которое он выучил восемьдесят лет назад. Ее дочь пытается выудить у матери хоть какую-то информацию о ее прошлой жизни – что она видела, живя во дворце, чему научилась – но всегда получает один ответ: «Терпение».
В 2008 году компанию покинула еще одна богиня Прити. В тот год ей было 12 лет. Она помнит, как передала атрибуты власти своей преемнице, четырехлетней Матани, и как распрощалась с обручами и коронами «наг», символизировавшими ее власть, доставшуюся по наследству от одной богини к другой сотня лет.
Одним из украшений, которые Кумари носит на публике, является золотое ожерелье. Кумари — непальский ювелир, которого выбирают из числа непальских каст, чтобы он делал для каждой девушки собственные украшения, но они не будут ее собственностью. Когда Кумари возвращается домой, артефакты из золота и драгоценных камней отправляются в национальные музеи или частные коллекции.
В память о годах, проведенных во дворце, Прити сохранила только огненно-красное платье, подаренное жителями Непала. Но все это ничто по сравнению с обретенной ею свободой! Теперь она может идти куда захочет и когда захочет. И танцы. Ее мечта – выступать на сцене и путешествовать по миру. Она все еще не осмеливалась выйти одна.
Прити нравятся браслеты, но она ходит покупать их вместе со своим отцом. В сумерках они ходили от скамейки к скамейке. Если не считать того, что девочка слишком крепко держала руку отца, богиня ничем не отличалась от других мальчиков.
Фото: Getty Images, Driu&tiago/madame Figaro/fotolink