Искусственное дробление бизнеса стало более опасным
Схемы с дроблением давно популярны у бизнеса: торговый зал делится на мелкие участки, которые передаются аффилированным предпринимателям, платящим налоги по упрощенной системе или ЕНВД. В автосалонах иногда машину продает официальный дилер, а за улучшение комплектации, дополнительное оборудование деньги берет «сторонняя» фирма, приводит пример партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.
Налоговики настаивали в судах, что у таких схем нет никакого экономического смысла, кроме уклонения от уплаты налогов. Но большинство дел налоговые органы проигрывали, говорит человек, близкий к ФНС. Теперь практика изменится в пользу налоговиков – прецедент создан Верховным судом по спору инспекции ФНС по Волгоградской области и торговой компании ООО «Ман».
В 2010–2011 гг. инспекция по итогам выездной проверки доначислила «Ману» 266 млн руб. налога на прибыль и НДС. Как следует из судебных материалов, компания заключила с индивидуальным предпринимателем Бочаровым П. С. взаимные договоры поручения, по которым они могли продавать товары от имени друг друга. Бочаров торговал в том же зале теми же товарами и использовал те же кассы, что и «Ман», но платил ЕНВД. Спор прошел три судебные инстанции, которые выносили разные решения. 27 ноября Верховный суд согласился с ФНС, признав всю выручку Бочарова выручкой торговой компании. Представитель «Мана» не ответил на запрос «Ведомостей».
Опасный прецедент для сетей, говорят юристы. Топорные схемы разделения компании и ее денежных потоков уже давно не используются, отмечает Александров. Чаще идут по тому же пути, что и «Ман»: часть бизнеса формально передается предпринимателю, указывает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Способов передать потом выручку без выплаты налогов много, объясняет человек, близкий к ФНС: заем, переуступка прав требований, договор о поставке товара. Выросло количество дел, связанных с арендой, говорит Виктор Андреев из «Щекин и партнеры»: торговый центр сдает помещение по заниженной стоимости зависимому предпринимателю, а он уже по реальной – арендодателю и платит с маржи всего 6% налогов.
Случается, что компании вынуждены заключать соглашения с предпринимателями, говорит сотрудник крупной торговой сети: например, у них могут быть прямые контракты на поставку товаров. В таких случаях используются одни кассовые аппараты и даже сотрудники. Но важно составлять договор так, чтобы были очевидны деловые цели, отмечает партнер Deloitte Раиса Алексахина. Нижестоящие суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, говорит Андреев, оно может спровоцировать рост проверок.
Представители торговых сетей «Лента», «Ашан», Х5 не ответили на запросы «Ведомостей». Налоговые вопросы возникают постоянно, признает гендиректор компании Praktika Development и президент Российского совета торговых центров Булат Шакиров: компании пытаются максимально оптимизировать налоговые выплаты из-за роста налоговой нагрузки. Из-за торгового сбора, роста налога на имущество, снижения покупательной способности у ритейлеров все больше проблем, жалуется он.