ОСАДА ГАГР И ЛЕГЕНДА О ГЕРОИЗМЕ ЧЕТВЕРОНОГИХ ДРУЗЕЙ РУССКОГО ГАРНИЗОНА
В годы кровавой Кавказской войны русские гарнизоны, стоявшие в ключевых населённых пунктах, подвергались постоянной опасности нападений со стороны горских племён. Горцы, привыкшие жить войной, представляли собой очень серьёзного противника, умеющего незаметно подкрадываться к нашим укреплениям и вырезать сторожевые посты. Понадобились долгие кровавые годы практики, чтобы научиться бороться с их набегами.
Побережье Чёрного моря, ныне цветущее и богатое, некогда было местом обитания многочисленных племён, среди которых преобладали черкесы (предки нынешних адыгов). Турки, построившие несколько крепостей на их территории, лишь формально контролировали окрестности и покупали благосклонность местных старейшин богатыми дарами.
Россия, в годы русско-турецких войн утвердившаяся на этой земле, первоначально пробовала наладить диалог с горцами, однако не преуспела в этом. Черкесы, привыкшие жить грабежом соседних народов, не воспринимали всерьёз призывы к мирной жизни и продолжали свои кровавые набеги. Чтобы хоть как-то контролировать побережье до окончательного покорения Кавказа, русские власти разместились в тех крепостях, которые им уступили турки.
На территории нынешней Абхазии русские гарнизоны появились после войны 1828-29 гг. Они стали в трёх крепостях – Бамборах, Пицунде и Гаграх. Черкесы немедленно объявили им войну и фактически превратили жизнь русских офицеров и солдат в ежедневный кошмар. Впрочем, до определённого момента они не решались на крупные боевые действия, ограничиваясь мелкими диверсиями.
В Гаграх русским гарнизоном командовал генерал Карл Фёдорович Гессе, который был уже ветераном Кавказской войны. Гессе, как и многие русские офицеры, имел немецко-прибалтийское происхождение, и с рождения готовил себя к военной службе. Он был не парадным генералом, а подлинным «кавказцем», ведь люди слабовольные и трусливые на этой войне долго не задерживались.
Задача, стоявшая перед Гессе, была сложной. Его солдаты, плохо знакомые с местностью и окружённые враждебным населением, с большим трудом добывали провиант для крепости. Гарнизон всё время приходилось держать «под ружьём», что нормальному отдыху не способствовало. Впрочем, в определённый момент решение для успеха обороны было найдено – в крепости завели большое количество собак, которые намного лучше людей слышали приближение противника.
Третьего июля 1830 года черкесы в большом количестве окружили Гагры. Они были полны решимости выбить небольшой гарнизон из крепости, используя тактику непрерывных штурмов. Впрочем, горцам ещё почти не приходилось иметь дело с русскими регулярными войсками, поэтому их самонадеянность быстро развеялась.
Гессе приказал открыть по нападающим огонь из двух имевшихся в наличии пушек, а потом делать вылазки за пределы крепости. Эта тактика возымела действия, так как черкесы при всём численном преимуществе не умели вести войну по всем правилам военного искусства. Впрочем, «отвадить» их от крепости долгое время не удавалось, да и в последующем они часто появлялись в её окрестностях.
После всех перипетий борьбы из 500 бойцов в гарнизоне уцелела только сотня, да и та состояла из больных и раненых солдат. Тем не менее, Гессе смог удержать крепость и дождаться помощи. В своих донесениях вышестоящему руководству он неоднократно упоминал о том, что Гагры спасли четвероногие помощники, которые несли ежедневную сторожевую вахту, предотвращая нападения. Так Гагры обрели свою, похожую на римскую (Рим, как известно, от галлов спасли гуси) легенду, памятную до сих пор.
Заглавное фото: Крепость Гагры в Абхазии. Художник Чернецов Н.Г.