Экстремальный телепорт. Как прыгнуть с Эвереста и залететь в кратер вулкана
Покорить Эверест – дело непростое, но осуществимое. Забраться на вершину удалось сотням человек, а вот спрыгнуть с нее с парашютом – только одному. Россиянин Валерий Розов приехал в Воронеж, на родину парашютного спорта, чтобы рассказать историю своего полета с самой легендарной горы мира.
Путешествие внизВсю свою сознательную жизнь – без малого 30 лет – Валерий Розов занимается экстремальными видами спорта: альпинизмом, парашютным спортом, бейс-джампингом. Во всех этих видах он, кажется, достиг всего, чего можно было достичь. Цель Валерия – спрыгнуть с семи высочайших возможных точек семи континентов. В 2010 году в Антарктиде он совершил прыжок с горы Ульветанна, в 2012 году — в индийских Гималаях прыжок с Шивлинга (6540 м), а в 2013 году состоялся новый мировой рекорд по высоте бейс-прыжка — 7220 метров с горы Чангзе, массив Эвереста. Впереди Америка, Океания и Австралия.
«После многодневного восхождения в гору, ты за 2-3 минуты оказываешься внизу. Пролетаешь через все климатические зоны. Это как маленькое путешествие или телепортация», - говорит Валерий Розов.
Конечно, к такому пролету нужно готовиться заранее. В случае с Джомолунгмой подготовка заняла два года. Перед тем, как прыгнуть, нужно пройти весь маршрут пешком, определив для себя опасные зоны.
«Во время полета голова работает, как маленький компьютер. Так, у этой стены направо, у большой сосны налево. Постоянно проговариваешь про себя маршрут».
О своих ощущениях от бейс-джампинга Валерий Розов говорит сухо: «Эйфория со временем притупляется. Страх – нет. Если на аэродроме ты точно знаешь, что тебя ждет, то в горах каждый раз все по-разному. Невозможно к этому привыкнуть. Инстинкт самосохранения приносит и страх, и волнение».
Человек с крыльямиВсе уникальные прыжки Валерий Розов совершал в специальном костюме – винг-сьюте, или «костюме-крыло». Это такая современная и, главное, удачная интерпретация старой-доброй задумки Икара. Спортсмен летит в свободном падении под действием силы тяжести. Но конструкция костюма, похожего на пижаму летучей мыши, снижает скорость полета и позволяет спортсмену лететь под пологим углом к горизонту.
«Я чувствую себя засунутым внутрь надувного матраса», - смеется Валерий.
В таком облачении можно прыгать с любых высоких точек – гор, скал, небоскребов. Правда, сначала до этой вершины нужно добраться. Несколько дней восхождения, трудности акклиматизации и две-три минуты полета. При скорости в 150-200 км/ч можно за раз улететь на четыре километра вниз!
«В кратер вулкана залетел случайно»Одним из самых ярких достижений Розова все считают сумасшедший прыжок в жерло действующего вулкана Мутновский, расположенного на полуострове Камчатка. Правда, сам бейс-джамер называет этот факт в своей биографии смешным и случайным.
«2009 год. Первый кризис. Денег на заграничную поездку нет. Пишу красивую статью, как я собираюсь летать возле вулканов. И для красного словца добавляю, что прыгну в кратер. Эта идея очень понравилась интернациональной съемочной бригаде – ребятам, работающим для крупных каналов, с очень плотным графиком, - рассказывает Валерий. – Отправились в экспедицию. Я рассказываю план прыжков. А они: «А как же кратер? Непременно, нужен, кратер». Чтобы не ударить в грязь лицом, нашел хороший вулкан. Одна его половина дымилась и кипела, а вторая была заснежена. Глубина - метров 200. Решено было туда прыгать. Договорились на первый пробный прыжок над кратером. Чтобы все проверить. Но нисходящие потоки несли меня так, что с первого раза я попадаю в этот кратер. Не проверив ничего, не зная, как оттуда выбираться. Хорошо, что все обошлось».
Опасный прыжокУ каждого увлечения есть своя цена. На сегодняшний день бейс-джампинг – самый опасный вид экстремальных развлечений. В основном, несчастные случаи происходят с теми спортсменами, кто увлекается особым видом прыжков – проксимити (proximity - англ. «близость»). Чтобы показать свое мастерство, экстремалы стараются лететь как можно ближе к склону – на расстояние 1-2 метра. В таком положении, в случае чего, нельзя приземляться и открывать парашют. Сначала нужно «отлететь» подальше от стены.
«Бейс – простая техника. Нужно добраться наверх, надеть парашют, встать на край, набраться дури и прыгнуть вниз. Такая простота кажется привлекательной, - объясняет Валерий Розов. - Но нужен опыт. Он дает нам возможность на автомате принять решение в стрессовой ситуации. Тело начинает автоматически срабатывать – потому что ты много раз тренировался на аэродроме. Чем больше опыта, тем безопаснее. Больше 90% несчастных случаев происходят из-за человеческого фактора. Переоценивали свои возможности, использовали не то снаряжение, не послушались советов».
Так случилось в экспедиции Валерия на Камчатку. Во время опасных съемок на вулкане оператор съемочной группы сломал спину.
«Мы уже долго прыгали, замерзли, устали, но режиссер нас уговорил сделать съемку проксимити. Чего никогда не надо делать. Оператор очень жестко приземлился и пострадал. Если ты занимаешься чем-то опасным, идти на поводу у съемочной бригады нельзя. Потому что эти люди не понимают и не чувствуют нюансов, - говорит Валерий Розов. - Если из автомобиля высунуть руку на такой скорости и хлопнуть по дереву, то руку, как минимум, сломаешь. Если в полете со скоростью болида заденешь склон или дерево, шансов у тебя нет».