В Прикамье священник открыл приют для неимущих и стариков
«Нужно быть милосердным к близким»
— Я — Хомяк! — прокряхтел бородатый мужичок в зелёной клетчатой рубахе, который сидел на кровати в своей комнате. Бородачом оказался Николай Хомяков.
— Поскитавшись по монастырям, я нашёл приют в богадельне отца Георгия. Здесь уже не первый год, и никуда отсюда не собираюсь. От хорошей жизни разве уйдёшь?! Тут благодать, у батюшки-то нашего…
Постоялец богадельни посмотрел на часы. Прикинул, прогорели ли дрова в печке, чтобы заложить очередную партию. Хомяк работает при храме истопником. Когда-то, говорит, в родной Чернушке был и сварщиком, и киномехаником — кино в деревнях крутил, а потом вдруг «поверовал в Бога» и пошёл по всему Пермскому краю. Сейчас мужчине 56 лет.
В комнате три кровати. Немногословному соседу Николая, Павлу, лет 60. Особо он не общался, только играл сам с собой в шахматы. Прибежавшую к нему на кровать кошку Дашку угостил печеньем, поглядывая в телевизор. В богадельне есть всё. Кстати, здание Верхнетазовской богадельни довольно большое. До революции в нём жила семья священника. Сейчас — 15 мужиков. В основном — здоровых. Кто-то по семейным обстоятельствам остался без жилья, кто-то вышел из тюрьмы на свободу и потерялся в жизни. Порой органы опеки Кунгура и Берёзовки сами направляют таких людей к батюшке. Люди едут, а потом решают, остаться или нет.
— Посмотрите, какие иконочки… Это нам всё девушка в Кунгуре пишет. Вот иконостас уже готов. Потом мы иконочки-то все туда вставим, — говорит священник Георгий Щукин, проводя рукой по ликам святых. Он уже не первый храм поднимает. Полностью восстановил храм в селе Берёзовка, который был в полном упадке. Начало работ пришлось на 2003 год. Кстати, уже тогда в одной из комнат его дома жили две старушки, которым некуда было идти.
— Господь говорит, нужно быть милосердным к близким. Многие монастыри и раньше занимались богадельнями. И сейчас, наверное, видите по телевизору, открываются богадельни, где принимают сирых и убогих. Я даю постояльцам пищу, работу, кров. Они помогают восстанавливать храм. Кто уборку ведёт, кто реставрирует стены… — батюшка всем распределил обязанности. Слышно, что работа идёт полным ходом: шумят перфораторы, работники снуют по лесам, под самым куполом храма Иоанна Крестителя. Вниз не спускаются — не хотят попадать в объектив фотоаппарата.
«Какой поп — такой и приход»
Сейчас у священника десять человек при храме. Пять трудятся в подсобном хозяйстве. Священник ещё несколько лет назад понял, что без личного хозяйства не прожить. Администрация деревни Русский Таз пошла ему навстречу и отдала под ферму старый совхозный гараж. Прихожане, у которых были невостребованные паи, подарили их фермерскому хозяйству. В банке священник взял ссуду и купил косилку с трактором, ведь одних только сенокосных угодий 30 гектаров! Также картофельные, капустные и морковные поля. Летом в теплицах огурцы с помидорами. Постояльцы сами делают засолку, да и варенье варят на зиму сами, из лесной земляники.
…Пока трактор ловко складировал навоз, а трое молодых парней пилили горбыль на растопку, батюшка успел проведать 30 коров, 20 свиней, с десяток коз и сотни куриц! Кстати, у священника Георгия Щукина два диплома. Он и ветеринар, и дояр, поэтому всегда сам доит коров. Излишки продукции отправляет в Пермь. Молоко, сметану и творог возит в краевой центр строго по четвергам. В этот день его уже поджидают пермские прихожане и помогают реализовать весь товар. Вырученные деньги Георгий Щукин вкладывает в развитие хозяйства и тратит на нужды богадельни. Такой вот получается круговорот.
— Труд поднимает дух. Мои постояльцы уже не стремятся от дома убежать, чтобы провести жизнь в скитаниях. Они смысл жизни здесь обретают. Их привлекает любовь к животным, любовь к земле… Я всегда рядом с ними. Тоже тружусь. Они в первую очередь смотрят на меня. Какой поп — такой и приход, — говорит отец Георгий и скрывается на пять минут за дверью. Выходит уже не в ризе, а в рабочей куртке и камуфляжных штанах. В руках — доильный аппарат. Бурёнки в ожидании дойки.
Могла бы быть учительницей
…Вторая богадельня отца Георгия расположена в селе Берёзовка. Местная администрация отдала для стариков старое здание редакции местной газеты. Здесь десять человек. Если в первой богадельне люди здоровые, то во второй в основном лежачие. 90% из них оказались в этих стенах по желанию родственников.
Мы попали сюда во время обеда, когда дочь священника, Надежда Щукина, раскладывала по тарелкам первое, второе и третье. Одних постояльцев Надежда вела в столовую под руки, другим несла обед на подносе в комнату. И борщ, и пюре с жареным терпугом она приготовила сама. Сегодня у Надежды день рождения. Ей исполнилось 26 лет, но девушка на боевом посту. Трудятся с напарницей Ириной «двое через двое». У Надежды высшее образование. Она могла бы работать в школе учителем биологии, но не в состоянии оставить этих беспомощных людей. Стирает им бельё, покупает лекарства, поправляет подушки, переворачивает, чтобы пролежней не было…
— А вот куда им деваться? — улыбается рыжеволосая Надя и заходит в комнату к 70-летней Наталье Ивановне, перенёсшей инсульт. — Родственники сначала её сюда отдали, потом подумали, ага, раз сделали первую группу, значит, будет много денежек. Забрали. Хватило их на неделю. Привезли снова к нам с возмущением: «Она у нас описала палас, всё из шкафов выгребла…». Да, мы стараемся выбивать первую группу, чтобы памперсы были бесплатные, лекарства…, — говорит девушка и переходит в другую комнату, где её тоже ждут.
Надежду зовёт глуховатая Августа Васильева. Она ходячая. Августа по списку 35-й, «юбилейный» постоялец богадельни. Дом её рухнул от ветхости. Женщина жила практически под обломками. Родственникам она стала не нужна. В приют её определили знакомые. Женщина прихватила с собой немного вещей, а также прялку и кошку и переехала за 30 километров из Кунгура в Берёзовку.
— Галина Серафимовна и говорит: «Замуж выйдешь в Берёзовке!». Я говорю, ладно, смотря, какой жених ещё попадёт тамо! — шутит довольная бабка Августа.
Казалось бы, есть у людей и пища, и тепло, но у священника Георгия Щукина теперь другие заботы. Он мечтает поменять в приютах окна и полы, обновить электропроводку, чтобы людям ещё комфортнее было. Как дома.