МВФ играет с Украиной в кошки-мышки
Дальнейшее сотрудничество Украины с Международным валютным фондом находится под угрозой, причина тому – не устраивающий МВФ проект бюджета страны на будущий год. Об этом заявил представитель МВФ на Украине Жером Ваше. Стоит добавить, что 20 декабря Украина должна выплатить России долг в три миллиарда долларов, чего делать она не собирается.
По данным украинского Минфина, на 1 октября внешний долг страны превышал триллион гривен (около 40 млрд. долларов). По сравнению с началом года он вырос почти вдвое. Понятно, что давать разрушающейся экономике денег еще никто не хочет. В соответствии с ранее принятым планом, третий транш от МВФ (1,7 млрд. долларов) Украина должна была получить до 15 сентября, а до 15 декабря – уже четвертый (тоже 1,7 млрд.). Тем не менее, до сих пор даже не назначена дата заседания Совета директоров МВФ по поводу третьей порции кредита.
Самая большая опасность Украине исходит от российского долга. Если 3 млрд. долларов не будут возвращены через две недели, страна будет вынуждена объявить дефолт. Внутренние правила МВФ не разрешают таким государствам предоставлять новые заимствования. Прекращение сотрудничества с МВФ автоматически влечет прекращение программ Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития. Но отдавать долг Москве Киеву просто нечем. Россия предлагала растянуть выплаты на три года, но под гарантии США. Однако американцы в светлое будущее Украины, видимо, не верят и гарантами выступить отказались.
Получается, что дефолт Украины неизбежен. Как это скажется на экономике страны?
Специалист по украинской экономике Александр Дудчак полагает, что «незалежную» ждет только ползучая деградация:
– Украинское правительство страны умышленно пытается спровоцировать скандал в отношениях с Россией. Перед этой целью экономические проблемы отходят на второй план. Как будет развиваться экономика, будет или нет дефолт, как выполнить социальные обязательства – всё это в меньшей степени волнует украинское руководство, нежели создание напряженности с Российской Федерацией. Конечно, постоянные заявления, что Украина не будет выплачивать нам долг, только обостряют ситуацию. Угроза дефолта остается.
Но пока Киев пользуется правом быть для Запада «своим парнем», использует его максимально. Платить по долгам Украине нечем. Но руководство отрабатывает поставленные задачи и надеется на очередной кредит.
На самом деле, перед нами разыгрывается спектакль. МВФ говорит, что может не дать денег, а Киев не проводит необходимые реформы. Но сам МВФ выдвигает требования, выполнение которых рушит украинскую экономику. Уже сейчас видны результаты такой политики. Растет число тех предприятий на Украине, которые принадлежат транснациональным корпорациям, даже не местному капиталу.
В то же время МВФ может пойти на нарушение своих правил и выдать очередной кредит. Сейчас он говорит, что всё плохо, а потом найдет какие-нибудь позитивные изменения, если, конечно, у Запада нет цели окончательно утопить Украину и создать условия для гуманитарной катастрофы на границах России.
«СП»: – То есть, перспектива банкротства Украины не выглядит пока реальной?
– Сложно обсуждать то, о чем люди давно договорились. Сейчас создается некая видимость переговоров. Конечно, предоставление нового кредита будет нарушением правил МВФ. Но фонд уже много раз нарушал их, в частности, выдавал кредит стране, в которой ведется война. Сейчас будет слишком очевидное нарушение.
Правда, последствия могут быть глобального масштаба. Но мы, наверное, на пороге больших изменений в мировой финансовой системе. Юань становится резервной мировой валютой, МВФ давно дискредитировал себя. Украина просто подольет масла в огонь.
«СП»: – Если Украина не получит очередной транш, то это будет катастрофично для нее?
– Украина может справиться своими силами. Огромное количество украинцев работает за рубежом. По подсчетам специалистов, если треть населения работает за границей, то оставшиеся две трети могут прозябать у себя на родине, и ничего страшного не будет.
В этом плане интересно заявление министра финансов Украины Натальи Яресько, что дефолт - это хорошо. Дескать, не надо будет никому валюту отдавать.
Да, социальные выплаты прекратятся, но их и так уже не платят. Доходы украинцев ниже уровня бедности. По большому счету, населению стало наплевать на действия властей, каждый выживает, как может, многие кормятся с огорода.
Самое ужасное, что на Украине идет деиндустриализация. Но «точка» будет поставлена тогда, когда перестанет течь вода, канализация перестанет работать и в конфорках не будет газа. К этому всё идет, но пока этот момент не наступил.
Мы говорим про катастрофу украинской экономики, но катастрофа катастрофе рознь. Когда в стране остановится транспорт, в домах не будет воды и электричества, то можно будет говорить о «дне». Пока же еще просто очень плохо.
«СП»: – Неужели Украину ждет даже остановка транспорта?
– Беда в том, что население привыкает к таким условиям. К полному краху Украину будет приближаться, но этот процесс может растянуться. Видимо, будет очередная смена власти, но меняться будут только персонажи, новой экономической модели не появится.
Деградация может идти достаточно долго. Мы видим такие примеры на планете, тут ничего удивительного нет. Неслучайно говорят про «сомализацию» Украины.
Кстати, Сомали раньше было более успешное государство, чем нынешняя Украина. Но как раз рецепты МВФ и довели Сомали до того, что страна превратилась в совершенно бандитскую. То же самое произошло в Эфиопии.
Если не появится новая экономическая модель, Украина расползется на части. Пока мы видим архаизацию страны. Под разговоры о неолиберальных рецептах страна превращается в полностью подконтрольную Западу территорию. При этом Западу не придется нести за Украину ответственность, никто не будет переживать по поводу уровня жизни населения, медицинского обслуживания и образования. В итоге мы увидим «европейскую Африку» в самом негативном смысле.
Экономист Владислав Гинько полагает, что независимо от политики МВФ спасение Украины - в выработке самостоятельной экономической стратегии:
– МВФ вынужден постоянно идти на уступки и нарушение внутренних регламентов, чтобы выполнить политическую волю Вашингтона и Брюсселя. В то же время МВФ объединяет много стран и не может не руководствоваться экономической логикой. Предлагаемые реформы связаны с желанием вернуть предоставляемые кредиты. Если обратиться к опыту других стран, то внешние заимствования останавливают развитие. Тем более, Украина не знает, куда двигаться дальше.
В МВФ осознали, что помимо политических лозунгов у Киева ничего нет, никакой экономической стратегии. Вообще украинская власть при выработке экономической тактики руководствуется исключительно политическими соображениями. Скажем, сократили сотрудничество с Россией, подписали договор об ассоциации с ЕС. В итоге экспорт сократился не только в РФ, но и в Европу. При Януковиче торговля с Евросоюзом шла намного активнее, не говоря уже про более высокий уровень жизни и гривну, которая была в три раза дороже.
Если у Киева нет стратегии, то кредиты МВФ могут только замедлить падение экономики, но крах неизбежен. Да и политические заявления Украины потеряли в цене
«СП»: – Может, МВФ рассчитывает получить прибыль за счет дележа украинской собственности?
– Напрямую МВФ не занимается приватизацией. Но, конечно, он действует в интересах Запада. Все рецепты МВФ направлены на то, чтобы ослабить украинскую экономику и встроить ее в рынок Запада на выгодных США и ЕС условиях.
В Киеве никто не критикует предлагаемые МВФ реформы, над их сутью даже не задумываются. Яценюк в качестве заслуги преподносит намерение разморозить очередной транш. Но сам по себе кредит не есть благо.
«СП»: – Есть ли надежда на развитие украинской экономики?
– За пару лет обязательства Украины вырастут в десятки раз. Деньги, которые надо отдавать, государство будет брать при помощи налогов, что будет тормозить будущее развитие.
Курс гривны перестанет падать, он даже укрепится за счет кредитов. Но ни к чему хорошему это не приведет. Дорогая гривна поможет Европе сбывать на Украине свою продукцию. Одновременно крепкая гривна увеличит отток капитала, все теневые доходы по выгодному курсу будут переводиться в валюту и вывозиться из страны.
Через два-три года наступит очередной обвал экономики, падение курса гривны, больше чем сейчас. Но производство будет стоять, а государство будет обременено долгами. Похожую ситуация пережила и Россия, но в начале «двухтысячных» у нас был принят ряд позитивных решений. Нашей экономике помогла суверенная политика, которая не принимала на веру рецепты МВФ и опиралась на внутренние источники.
Если Украина будет слушать международные финансовые структуры, то ничего хорошего страну не ждет. Киев должен думать об уровне жизни своих граждан, а не об одобрении из-за рубежа.