Путин разрывает дружбу с Эрдоганом
Обвинения в адрес «правящей клики в Турции»
Всего несколько недель назад Эрдоган посетил Москву, чтобы вместе с Путиным участвовать в торжественном открытии крупнейшей в России мечети. В сделанных тогда заявлениях оба отмечали превосходное состояние двусторонних отношений, которые, как казалось, в последние годы все больше укреплялись.
Однако после того, как в турецко-сирийской пограничной зоне был сбит российский бомбардировщик Су-24, мир в глазах Путина развернулся на 180 градусов: у него теперь новый образ врага — Турция и лично турецкий президент Эрдоган. Не называя своего коллеги по имени, российский президент обвинил представителей «правящей верхушки» соседней страны в сотрудничестве с террористами и назвал удар по российскому военному самолету военным преступлением, о котором они еще пожалеют. А для большего эффекта Путин добавил с недипломатичной ехидностью, что Аллах, видимо, решил наказать «правящую клику в Турции», лишив ее разума и рассудка. В переводе с русского это означает: с дружбой покончено навсегда!
Правда, прямой военный ответ на действия Турции Путин исключил. Но он пригрозил — пока в несколько неопределенной форме — дальнейшими серьезными штрафными мерами против этой страны. Можно исходить из того, что это будет отказ от газопроводного проекта «Турецкий поток» или прекращение строительства российской стороной атомной электростанции в Турции.
Далеко не только эмоции
Однако яростные атаки российского президента связаны, конечно же, не только с личной обидой Путина как человека на предательство и коварство Эрдогана. За антитурецкой риторикой явно скрывается четкий политический расчет Кремля: переориентировать на Турцию всю мощь антизападной пропаганды, накопленную во время украинского кризиса.
Это превосходно вписывается в российскую стратегию, цель которой состоит в том, чтобы с помощью коалиции против ИГ прорвать западную изоляцию России, но при этом не отказаться от ощущения осажденной крепости, столь важного для сохранения власти внутри страны. Одновременно Кремль вносит тем самым раздор в ряды НАТО. Ведь после исламистских терактов в Париже члены этого альянса — Франция и Турция — по-разному позиционируются в сирийском вопросе.
Не будем также забывать, что турецко-российская дружба последних лет при Путине и Эрдогане была исторической аномалией. Российско-османские отношения столетиями определялись острейшими геополитическими противоречиями. Поэтому следует исходить из того, что нынешнее ухудшение отношений между Москвой и Анкарой является возвращением к нормальному состоянию, которое продлится неопределенный срок.
Инго Маннтойфель (Ingo Mannteufel)
РИА Новости, Михаил Климентьев