Украина начинает визовую блокаду
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил о необходимости введения «реального и достаточно жесткого» визового режима с Россией с 1 января 2016 года. Турчинов напомнил, что еще в 2014 году СНБО поручил правительству проработать реализацию этой задачи. Первый этап программы уже выполнен – россияне могут попасть на территорию «незалежной» только по загранпаспорту. Дело осталось «за малым» - ввести визовые ограничения.
Турчинов признал, что украинские власти не спешат только по одной причине – они опасаются, что Российская Федерация предпримет зеркальные действия, а так как там работает много украинцев, это создаст для них определенные трудности.
По данным украинской Государственной миграционной службы, в 2014 году в Российскую Федерацию выезжали более 4,6 миллиона украинцев. «Незалежную», в свою очередь, посетили более 2,3 миллиона россиян. Конечно, не все граждане Украины приезжают в Россию надолго. Но по данным ФМС РФ, по состоянию на сентябрь 2015 года на территории страны находилось более 2,6 миллиона граждан «незалежной». Если прибавить сюда «нелегалов», цифра получится еще более внушительной.
Легко представить, какой коллапс возникнет, если все эти люди одновременно обратятся в соответствующие органы за получением виз. Не говоря уже о потерях для украинской экономики. В 2014 году, даже несмотря на падение курса рубля, Россия продолжала лидировать по количеству переводов «заробитчан» - они отправили на родину около двух миллиардов долларов. Всего же украинские работники прислали из других стран около 6,5 миллиарда долларов.
Возможно, украинское руководство надеется, что зеркальных мер не последует. Например, Россия не стала вводить для украинцев въезд по загранпаспортам. Но предполагать, что никакого ответа на введение виз не последует, несколько наивно.
Пока что предложение Турчинова можно считать личной позицией секретаря СНБО – официально это решение не принято. Но украинские политологи уже начали готовить общественное мнение к возможному нововведению. Так, директор Института трансформации общества Олег Соскин назвал визовый режим с Россией «обязательным атрибутом» для евроинтеграции Украины. По его мнению, у работающих в РФ украинцев проблем не возникнет – просто им «нужно будет выбрать, где лучше жить и работать: в России или на Украине». Такая «мелочь», как отсутствие рабочих мест на родине политолога не волнует.
Впрочем, информационная обработка населения приносит свои плоды. Если верить опросу Киевского международного института социологии, 46% респондентов высказались за то, чтобы отношения Украины с Россией были такими же, как с другими странами – с закрытыми границами и таможнями. Получается, что пока украинцы мечтают о безвизовом режиме с Европой, они своими руками готовы закрыть границы с Россией.
Вопрос в том, пойдет ли на такой радикальный шаг украинское руководство?
Директор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт полагает, что киевские власти не настолько недальновидны.
- Кто такой Александр Турчинов? В каждом государстве есть определенный набор людей, которые являются политическими «фриками». Сам Турчинов был вынужден признать, что это его личное мнение. А зачем нам обсуждать личное мнение человека, который не пользуется авторитетом и слова которого почти никогда не превращаются в государственные решения?
На протяжении всего конфликта Порошенко показал себя кем угодно, но не идиотом. Ему достались очень плохие карты. Украина – это не нормальная избираемая демократия. Там существует огромное количество людей, которые не подчиняются государству, но легально имеют оружие. Президент понимает, что каждые полчаса в Раду могут войти сотни «ярошей». С учетом такой ситуации Порошенко ведет себя крайне рационально. Я не вижу ни одного шанса, чтобы предложение Турчинова было реализовано, тем более что он противник Порошенко.
Однако директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник полагает, что предложение Турчинова может быть не таким уж оторванным от реальности, и визы для россиян могут появиться уже в ближайшее время.
- Если бы кто-то три года назад сказал, что в Донбассе будет война, а Россия начнет военную операцию в Сирии, его бы сочли сумасшедшим. В нашем динамичном мире все меняется, и чаще всего в худшую сторону.
Хочу заметить, что Турчинов сделал это заявление не просто так. На сайте СНБО на днях появилась его статья, где он сравнивает Украину с Сирией. Он постоянно говорит о том, что РФ вот-вот вторгнется на Украину, в этом контексте вполне закономерно и заявление о визовом режиме.
Мне кажется, что на фоне грядущего ухода Яценюка с должности премьер-министра, возник вопрос, кто будет новым руководителем условной украинской «партии войны». Турчинов своей милитаристской антироссийской риторикой пытается закрепиться в статусе лидера «ястребов». Он был исполняющим обязанности президента Украины, принимал участие в начале событий в Донбассе. У него достаточно большие амбиции, и он борется за лидерство, отсюда эти заявления.
«СП»: - Но насколько реально то, о чем он говорит?
- Заявление Турчинова – это подготовка к возможному введению визового режима с Российской Федерацией. Думаю, если ситуация между нашими странами будет усложняться, а диалог сворачиваться, что мы видим на примере крымской ситуации, то через год-два вполне можем прийти к полноценному визовому режиму.
Безусловно, это чревато большими социальными трудностями и возмущением населения. Но на Украине это возмущение будет легко подавить очередным витком милитаристской риторики, заявлениями о том, что Россия вот-вот вторгнется, а у нас даже виз между странами нет.
«СП»: - Каковы будут последствия такого шага?
- От него пострадают миллионы граждан. Как минимум четверть украинцев имеет родственников в России. По разным оценкам, от двух до трех миллионов украинцев сегодня работают в соседней стране. Но на проблемы этих граждан киевские власти не будут обращать внимания. Подтверждение тому – прекращение авиасообщения между странами, разрыв экономических связей, усугубляющий кризис. Вероятность введения визового режима с Россией в двухлетней перспективе – 50%.
«СП»: - Некоторые политологи уверяют, что введение визового режима не принесет украинцам никаких проблем…
- Это, безусловно, создаст, трудности. Хотя бы потому, что двум миллионам «заробитчан» придется где-то получать российскую визу. Никакое посольство не справится быстро с такой задачей. Это значит, что месяцев на шесть, если не больше, движение между странами будет парализовано из-за банальной неспособности оформлять документы.
Это приведет к моментальному разрыву социального и трудового поля между странами. Затем оно будет постепенно восстанавливаться, но уже не в прежних объемах. Количество работающих и путешествующих между Россией и Украиной граждан сократится в разы.
Потери для украинской экономики будут серьезными. Значительная часть гастарбайтеров в России потеряет свои рабочие места и начнет оказывать давление на украинский рынок труда. Не говоря уже о том, что они перестанут перечислять валюту своим родственникам. Рассчитать эти потери сложно, но даже если смотреть только на официальные объемы средств, которые переводятся из России, речь может идти о миллиардах долларов.
«СП»: - Может, в Киеве надеются, что Россия не пойдет на ответное введение визового режима?
- Российской власти будет сложно обосновать отсутствие зеркальных мер. Тем более что в России сегодня тоже происходит ужесточение правил пребывания украинцев. Думаю, в случае введения визового режима, в России воспользуются этой глупостью Киева, чтобы оказать давление на украинское социальное и трудовое поле. Если дополнительный миллион безработных окажется на Украине, он будет очень зол на власть, которая лишила его заработка.
Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов также считает, что введение визового режима, прежде всего, скажется на самих украинцах.
- По разным данным, на территории Российской Федерации на постоянной основе проживают порядка полутора-двух миллионов граждан Украины. Можно только представить, что для них будет означать введение визового режима с РФ.
Мне кажется, что предложение Турчинова - это исключительно политическое заявление, которое в очередной раз подтверждает, что все негативные явления в двусторонних отношениях между Россией и Украиной – это следствие действий киевского руководства. Это недопустимо, потому негативно влияет не только на отношения между странами, но и на обычных граждан, жизнь которых такие решения осложняют.
«СП»: - А как быть в случае введения визового режима беженцам из Донбасса?
- Для жителей Донецкой и Луганской областей, думаю, оставят в виде исключения прежний режим оформления. Технически сделать такое окошко очень просто.
Но мне кажется, что пока говорить о введении визового режима преждевременно, потому что все прекрасно понимают последствия этого шага. Это, мягко говоря, не прибавит популярности людям во власти Украины. Этим двум миллионам украинцев придется искать альтернативный выход из сложившейся ситуации, и ничего хорошего Киеву это не принесет.
В то же время, политический обозреватель Анатолий Вассерман полагает, что введение визового режима станет логическим продолжением нынешней политики украинских властей.
- Не сомневаюсь, что любой вменяемый специалист по экономике и политике признает предложение о введении визового режима с Российской Федерацией абсолютно неприемлемым для Украины, поскольку оно означает очередной шаг на пути к экономическому самоубийству. Но учитывая, что государственный переворот февраля 2014 года был произведен именно ради экономического убийства Украины, можно практически не сомневаться, что любой шаг, причиняющий ущерб, будет сделан. И сделан тем охотней, чем больший ущерб он нанесет. Именно потому, что для экономики Украины визовый режим с Россией - это практически гарантированный крах, можно не сомневаться, что этот шаг будет сделан.
«СП»: - То есть украинские власти сознательно разрушают экономику страны?
- Понять это можно, только учитывая, что украинский переворот – всего лишь небольшая часть общего плана действий США по подчинению себе Евросоюза не только в политическом, но и в экономическом отношении. Конечно, политика – это концентрированное выражение экономики, но можно и с политической надстройки влиять на экономический базис. Вашингтон именно политическими манипуляциями заставляет ЕС причинять самому себе экономический ущерб. В частности, сейчас Евросоюз поддерживает и развивает санкции, несомненно, болезненные для экономики РФ, но болезненные и для него самого. Просто потому, что его чувствительность к боли выше, чем у нас.
Государственные перевороты на Украине и в 2004, и в 2014 году имели первоочередной своей целью дезорганизовать экономические отношения ЕС с Российской Федерацией. Чем хуже будет экономическое положение Украины, тем сложнее будет восстанавливать взаимодействие между ЕС и РФ.
«СП»: - А как введение визового режима с РФ скажется на Украине?
- У меня складывается ощущение, что деятели, объявившие себя властью на Украине, в принципе не надеются оставаться у руля сколько-нибудь заметное время. Все, что они делают, более всего напоминает тактику выжженной земли, когда при отступлении уничтожается все, что можно уничтожить, просто для того, чтобы наступающей стороне было сложнее. Очень похоже, что они со своими вашингтонскими хозяевами не рассчитывают сохранять Украину в своем распоряжении еще хотя бы год.
Полагаю, что уже в следующем году Украина может вернуться в состав России, от которой была отторгнута в конце 1991. Соответственно, они уже сейчас принимают меры, чтобы нам пришлось потратить больше сил и времени на восстановление ее хозяйства.
«СП»: - Сейчас такой прогноз кажется, мягко говоря, не слишком реалистичным…
- Тем не менее, тактику выжженной земли применяют, когда вовсе не надеются вернуться. К примеру, во время Великой Отечественной войны Красная Армия вывела из строя многие промышленные объекты, но сохраняла инфраструктуру, необходимую для жизни людей. А вот немцы, отступая, разрушали все, что могли. Так вот, на Украине сегодня разрушают всё. Похоже на то, что американцы считают предстоящий уход из Украины окончательным, потому и ведут себя таким образом.