Почему пришло время слить Эрдогана
Роберт Устян «Expert Online» 04 дек 2015
Фото: AP/ ТАСС Источник:
http://gpolitika.com/blizhniy_vostok/pochemu-prishlo-vremya-slit-erdogana.html
Фото: AP/ ТАСС Источник:
http://gpolitika.com/blizhniy_vostok/pochemu-prishlo-vremya-slit-erdogana.html
Фото: AP/ ТАСС Источник:
http://gpolitika.com/blizhniy_vostok/pochemu-prishlo-vremya-slit-erdogana.html
Фото: AP/ ТАСС
Фото: AP/ ТАСС Источник:
http://gpolitika.com/blizhniy_vostok/pochemu-prishlo-vremya-slit-erdogana.html
В 2006 году на встрече с американским истеблишментом в Институте предпринимательства США Джунейт Запсу, который тогда являлся советником Реджепа Тайипа Эрдогана, получил упрёк: мол, Вашингтон больше не может доверять туркам. Запсу ответил: не стоит сливать Эрдогана в канализацию,
лучше воспользуйтесь им. В этой статье мы разберёмся, как американцы прислушиваются к совету Запсу вот уже десять лет, но почему этого не может позволить себе Россия.
Прозрачная граница
В пользу версии, что российский бомбардировщик был сбит турками по заранее продуманному сценарию, говорят два важных факта. В день, когда был сбит самолёт, все контролируемые Эрдоганом газеты вышли с заголовками о «бедных сирийских туркменах», о «массовых убийствах туркменов» и о «предупреждении, направленном Сергею Лаврову, о недопустимости бомбёжек этих территорий». То есть турецкого обывателя подводили к правильному восприятию событий в небе над Сирией. Во-вторых, все знают, как Эрдоган любит громкие шоу. А потому не удивительно, что на месте атаки российского СУ-24 «внезапно» оказались журналисты государственной турецкой телекомпании.
Анкара всё заранее просчитала. Но в ответ получила санкции и публичные обвинения в пособничестве терроризму. Российское Минобороны опубликовало доказательства торговли краденой нефтью между турками и Исламским государством, организации, запрещённой в России. Для экспертов, которые следили за сирийской проблематикой последние несколько лет, данные наших военных не стали откровением. Причём хорошо известны и другие факты, явно указывающие на тесные контакты турецкой элиты и Халифата. Далее мы будем использовать только западные источники средств массовой информации, чтобы избежать обвинения в предвзятости. CNN, Washington Post, Newsweek и Deutsche Welle тяжело обвинить в «сурковской пропаганде», а Джо Байдена в отстаивании российских интересов. Более того, приведённые ниже материалы никогда не были опровергнуты турецкой стороной. Итак:
5 ноября 2013 года журналист Ник Пэтон Волш американской
телекомпания CNN пошагово рассказал о маршруте джихадистов из турецкого Хатая в Сирию. Одним из главных героев репортажа стал проводник Ибрагим, весьма эмоционально посвятивший американского журналиста во все детали маршрута. По его словам, за последние пару месяцев он «перевёл 400 джихадистов на сирийскую территорию». Казалось, что такая информационная бомба заставит американских политиков, отстаивающих «демократические идеалы» в Сирии, надавить на Эрдогана, но репортажа как будто не заметили.
Спустя полгода тему подхватил
Newsweek. На его страницах вышла статья под заголовком «ИГИЛ считает Турцию своим союзником». Бывший боевик Халифата под псевдонимом «Шейко Омер» рассказывает о «тесном сотрудничестве командиров с Турцией», о том, как свободно пересекается турецко-сирийская граница. И подытоживает: «в Турции нам бояться нечего». Следом и одна из самых влиятельных американских газет Washington Post опубликовала откровения одного из боевиков ИГ Абу Юсафа, где он сетует на то, что «в Сирию стало сложнее добираться», но
«всегда есть методы и варианты с Турцией».
1 октября 2014 года турецкий телеканал IMC TV
в прямом(!) эфире показал кадры, на которых турецкие военные безучастно наблюдают за тем, как террористы переходят границу Турции и направляются в Сирию. Четыре головореза с оружием натыкаются на курдских ополченцев, вступая с ними в перестрелку. Никакой цензуры. Двумя неделями позже тот же телеканал демонстрирует встречу турецких военных и джихадистов на границе. Уходя, исламисты дружески
машут руками своим контрагентам.
О связях Анкары и Халифата говорят уже не только журналисты, но и заметные политики. 2 октября 2014 года вице-президент США Джо Байден на встрече со студентами в Гарварде рассказал о том, что «Эрдоган поддерживает ИГИЛ сотнями миллионов долларов и тысячами тонн оружия». Причём, ему, Байдену, турецкий президент якобы признался, что «позволил слишком многим людям перейти границу». Позже Байден извинился перед Турцией за «неаккуратные комментарии». Подчёркиваю, извинился не за ложь и клевету, а за «неаккуратные комментарии». Вы же ещё помните слова Запсу?
Впрочем, мы ещё к ним вернёмся.
Поставки оружия
Не скрылись от внимания западной прессы и грандиозные поставки оружия экстримистам через турецкую границу, а то и при непосредственной помощи турецких спецслужб. 26 ноября 2014 года государственная немецкая международная
телерадиокомпания Deutsche Welle взорвала ещё одну «информационную бомбу». Немецкие журналисты отправились на турецко-сирийскую границу и во всех деталях показали, как Эрдоган помогает ИГ. На кадрах сотни грузовиков с «гуманитарной помощью» беспрепятственно направляются к Халифату. На мешках с грузами написано имя получателя и адрес – «Ракка», этот город считается условной столицей Исламского государства.
Расследование немцев подтвердил и турецкий журналист
Джумхуриет Джан Дюндар. Он также доказал, что Турция поставляет оружие террористам. На опубликованных кадрах видны грузовики с оружием, направляющиеся в Сирию. Сначала Эрдоган отрицал все обвинения и оправдывался: мол, в грузовиках находилась гуманитарная помощь. Затем изменил показания, заявив, что речь идёт об оружии, но оно поставлялось сирийским туркменам. Водители грузовиков с возмущением рассказали, что «они уже несколько раз возили этот груз за рубеж», а работники турецких спецслужб убеждали, что в грузовиках – «государственное имущество, которое никто не посмеет остановить».
Если вооружение направлялось туркменам, зачем надо было скрывать этот факт? Ведь эти племена не принадлежат к ИГ. Человек, заставляющий подконтрольные СМИ показывать открытие любого, мало-мальски значимого социального объекта не сделал патриатическое шоу из поставок оружия «братьям туркменам», чтобы лишний раз подчеркнуть свою заботу о них и попутно напомнить о величии Турции. Это ли не странно? США вот уже долгие годы поставляют оружие сирийской «умеренной оппозиции» и не скрывают этого. 20 августа 2014 власти Германии объявили о начале поставок вооружения иракским курдам, ведущим борьбу против боевиков ИГ, и также не сделали из этой новости секрета. Зачем помешанный на собственном величии, некоронованный султан Эрдоган, скрывал от всего мира вооружение, если оно шло сирийским туркменам? Думаю, каждый из вас способен ответить на этот риторический вопрос. «Шпионаж» и «разглашение гостайны» арестованных турецких журналистов Джана Дюндара и корреспондента газеты Cumhuriyet в Анкаре Эрдема Гюля заключается в том, что они не оставили никаких иллюзий по поводу роли Эрдогана в поставках оружия ИГ.
Впрочем, сотрудничество Анкары с Халифатом не ограничивается и оружием. Летом 2014 года один из лидеров оппозиционный турецкой партии
CHP Мухаррем Индже созвал пресс-конференцию и продемонстрировал журналистам фото одного из командиров ИГ Мазена Абу Мухаммада, который находится на лечении в турецкой государственной больнице в Хатае. Ректор турецкого университета при больнице подтвердил: 16 апреля 2014 года из Сирии прибыло 27 раненных, без документов и прочих удостоверений личности. Журналисты
турецкой газеты BirGün обнаружили целую больницу для джихадистов в городе Газиантепе. Это частная комфортабельная клиника на 75 коек. По данным журналистов, за 8 месяцев 2014 года в больнице были вылечены более 700 террористов. Никто из турецких официальных лиц не опровергал факта существования этого госпиталя.
Наконец, нет никаких сомнений, что Турция является одним из главных покупателей нефти, причём основной путь транспортировки лежит через северный Ирак, курдские территории. «Связующим звеном» между Анкарой и Халифатом является местный курдский лидер Масуд Барзани. В Турции этот факт почти не скрывают. Бывший министр энергетики республики заявил, что «они покупают нефть у Барзани на севере Ирака. Откуда она и что там примешано их не волнует».
Почему молчит Запад?
На фоне всех этих фактов, которые Анкара не способна опровергнуть, молчание Запада вызывает недоумение. Но есть объективные аргументы. На территории Турции проживает более двух миллионов беженцев. Эрдоган разыгрывает эту карту и, по сути, держит ЕС в заложниках. Он уже недавно негласно предупредил, что будет с Европой, если он «приоткроет» кран с мигрантами. Последний бесконтрольный поток беженцев в ЕС стал кошмаром для Брюсселя, поэтому у них сейчас нет никаких действенных механизмов влияния на политику Эрдогана в Сирии. Позорное соглашение ЕС и Турции от 30 ноября на 3 миллиарда евро и обещание безвизового режима с июля 2016 года в обмен на сдерживание Турции беженцев от попыток переезда в ЕС лишний раз подчёркивает беспомощность Брюсселя в диалоге с турецким президентом.
Что же касается США, то, как заявил гарвардским студентам вице-президент Байден, «они не могут убедить ОАЭ и Турцию не поддерживать террористов». Военная база Инджирлик и нежелание Вашингтона безучастно наблюдать за растущим влиянием Ирана в регионе подталкивает его к одобрению турецкой политики. Более того, Обама не может публично оттолкнуть партнёра по НАТО и верного проводника американских интересов в регионе за год до выборов президента США.
Просчёт Эрдогана
Чего хотел достичь Эрдоган, решив сбить российский бомбардировщик? Такой дерзкий шаг должен был придать ему популярности внутри Турции. Более того, поставив страну на грань войны с Россией, он планирует окончательно маргинализировать оппозицию, потому что защищать страну-агрессора будет гораздо сложнее.
Помимо этого, Эрдоган мечтает примерить на себя роль лидера антироссийской коалиции. Именно он хотел стать дерзким суперменом, борющимся с «кровавым диктатором» Путиным, но просчитался. Вместо того чтобы обсуждать очередное «вероломное вторжение России», западное общественное мнение сфокусировалось на самом Эрдогане и его грязной игре в Сирии.
Средства массовой информации наперебой начали представлять доказательства участия Эрдогана в спонсировании ИГ.
24 ноября в эфире CNN Уэсли Кларк, отставной американский генерал и бывший командующий силами НАТО, заявил, что «ИГИЛ, будучи суннитской террористической организацией, обслуживает интересы Турции и Саудовской Аравии».
Более того, «всегда было понимание того, что Турция поддерживает ИГИЛ. Через неё переправляются боевики и нефть террористов». Эти заявления делает не российский аналитик, а бывший командующий силами НАТО.
Английская Independent пишет o «Турции, годами позволявшей джихадистам произрастать». 27 ноября немецкий
телеканал ZDF. в деталях рассказывает о поставках оружия боевикам, основываясь на расследовании Джана Дюндара. План Эрдогана провалился: он из героя превращается в изгоя.
Стратегия России
Нам нужно подготовиться к самым грязным шагам Эрдогана. Чтобы было понятно, что из себя представляет турецкий президент, напомним известный случай, когда он обсуждал с руководителем спецслужб сценарий начала войны, предложив отправить в Сирию четверых человек, которые выпустят 8 ракет по турецкой территории и
спровоцируют ответный удар.
Например, Эрдоган может втянуть Россию в конфликт в Нагорном Карабахе, если даст зелёный свет Азербайджану на активизацию боевых действий в этом регионе. 27 ноября премьер-министр Давутоглу заявил, что «Турция выступает за мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта», но при этом подчеркнул, что «все оккупированные земли Азербайджана, включая Нагорный Карабах, должны быть освобождены». Помимо этого в руках Анкары есть «карта» чеченского подполья, представители которого уже долгое время укрываются на территории Турции. Эрдоган может поспособствовать активизации терактов на российском Кавказе.
В ответ на удар по нашему самолёту мы ввели широкий список санкций. Некоторые из них, как кажется, абсолютно не продуманы. Турки, живущие у нас, не должны страдать. Санкции, направленные против них - деструктивны. В Турции 50% населения ненавидит Эрдогана, но некоторые наши меры заставляют их примкнуть к нему, и это наш серьёзный просчёт. Мы обязаны бить по нему точечно. Хочется верить, что в МИДе и Кремле есть люди, которые не допустят, чтобы наши шаги переросли в банальную истерику.
Сейчас Эрдоган выглядит абсолютно подавленным и очень «хрупким». Все противоречивые заявления последних дней лишь доказывают, что у него нет дальнейшей стратегии, и он всячески хочет нормализовать отношения с Россией. У Кремля может быть соблазн воспользоваться уязвимым положением Эрдогана, закрыть глаза на сбитый самолёт и погибших солдат. Но мы не имеем права ради краткосрочной выгоды позволять Анкаре и дальше спонсировать террористов, если мы действительно хотим их победить. Хочется верить, что наши руководители не последуют примеру Вашингтона и сольют Эрдогана в канализацию. Именно там ему и место.