"Спартак" вымучил победу. И спас Аленичева?
Красно-белые закрыли год победой — и при равенстве очков стоят выше «Краснодара» и «Зенита» на четвертом месте.
«Наш красно-белый Миша», — так анонсировал диктор по «Открытие Арене» Максим Орлов совсем крохотного мальчишку со звонким голосом, который объявлял… стартовый состав «Спартака» и исполнял другие красно-белые заряды, тут же поддержанные фанатской трибуной В, заполненной, кстати, до последнего человека. Пробирало прилично. Такого пацана в шапочке с пумпоном, во время исполнения спартаковского гимна отчаянно размахивавшего клетчатым (но не хорватским, хотя очень похожим) флагом, разочаровать было никак нельзя.
В том числе — и даже в первую очередь — человеку, чье имя Миша прокричал последним. Дмитрию Аленичеву. Ведь от того, выиграет «Спартак» в этот вечер или нет, с большой долей вероятности зависело дальнейшее его пребывание во главе команды. А пошедшие едва ли не в день игры слухи, что на каком-то надклубном уровне якобы активизировалось общение с Курбаном Бердыевым, доводили накал ситуации до предела. Кстати, после мишиного «Дмитрий!» трибуна В проскандировала фамилию Аленичева с подчеркнутой громкостью, показав, что по-прежнему его поддерживает.
Болельщики «Спартака», с которыми довелось пообщаться перед игрой, были встревожены еще и потому, что все отлично помнили — «Крылья Советов» в этом сезоне лучше всего играют именно на выезде и именно с фаворитами. Лишь двум командам удавалось обыграть и «Зенит», и ЦСКА на выезде — одному из их конкурентов, «Краснодару», и самарцам. Парни Франка Веркаутерена словно заточены как раз на такую игру — контратакующую, против тех, кто атакует большими силами.
По старой спартаковской (точнее, антиспартаковской) традиции можно было бы опасаться бывших игроков красно-белых. Но в данном случае хозяйский клуб, во-первых, предусмотрел подобную опасность: если бы арендованный волжанами Павел Яковлев появился на поле, «Крыльям» по условиям соглашения пришлось бы заплатить «Спартаку» 500 тысяч евро. Не такой это богатый клуб, чтобы пойти на такие траты — тем более что Яковлев не стал у гостей стержневой фигурой.
На тренировке получил травму еще один бывший спартаковец — Горбатенко. В итоге ни одного экс-спартаковца у самарцев не осталось. Дисквалифицированный Таранов занял место в ложе прессы. Не успел поправиться и форвард Корниленко, у которого хронические проблемы с коленом. Впрочем, после дубля Яховича на «Арене Химки» в ворота ЦСКА о чем команда Веркаутерена заботилась, думаю, не так сильно — так это об острие атаки. Хоть и посетовал бельгиец в интервью коллеге «СЭ» Александру Просветову, что у команды нет бомбардира.
Если брать статистические показатели, согласно которым у Самары меньше всех голов в премьер-лиге, — это верно, но проблема-то в том, что лучший снайпер команды в ФНЛ Яхович надолго выбывал из строя. Набрал форму — и ЦСКА это на себе прочувствовал.
***
«Спартак» вместо обычных 50 минут из-за пробок на московских дорогах добирался из Тарасовки до Тушина более чем вдвое больше — час пятьдесят. Тем не менее Аленичев не стал изменять себе, и установку на игру провел уже на арене. Там футболисты и убедились, что главный тренер вернулся к составу, который два тура назад обыграл «Краснодар» — один в один.
В состав вернулись Кутепов и Паршивлюк, на лавку сели Таски и Кирилл Комбаров. Обратило на себя внимание, что на лавку после травмы вернулся Мовсисян, да и вообще скамейка была непривычно для красно-белых полна — все 12 позиций были заняты. Произошло это за счет того, что закончился год в ФНЛ у «Спартака-2».
Перед самой игрой Квинси Промесу объявили, что после финального свистка объединение спартаковских болельщиков «Фратрия» вручит ему приз лучшему футболисту «Спартака» прошлого сезона. Не знаю, это ли вдохновило голландца, но когда на табло значились цифры «0.45», хозяйская команда уже вела в счете. Комбинация была чудо как хороша — пять футболистов сработали синхронно, как балерины в «Лебедином озере». Три завершающих мазка на эту эффектную картину в касание нанесли Попов, Комбаров и Промес.
Сразу вспомнилась фраза Веркаутерена о том, что «Крыльям» нельзя пропускать, чтобы не терять очки — так плохо у них с атакой. А более одного мяча самарская команда забивала в этом сезоне лишь трижды — ЦСКА, «Зениту» и «Кубани». То есть с первой же минуты Самара поставила себя в крайне затруднительное положение. Но в состояние грогги, как показали дальнейшие события, отнюдь не впала.
Тут бы «Спартаку» сыграть агрессивно, развить успех — ни один соперник после такого раннего нокдауна не сможет сохранить спокойствие. Но хозяева вдруг ни с того ни с сего запассивничали. То ли решили, что, пропустив на самом старте, «Крылья» уже ни на что не окажутся спокойны, то ли элементарно переосторожничали — но своими руками отдали инициативу, которая сама шла к ним в руки.
Зе Луиш, такой сверхагрессивный в Казани, пусть трагикомически и упускавший моменты, теперь был удивительно пассивен. Не двигался, не открывался, не сбрасывал, не бил, все делал невпопад. Похоже, тот факт, что «Рубин» после всех его художеств смог сравнять счет, морально прибил кабо-вердийца. Сидевший в ложе прессы тренер красно-белых по физподготовке Олег Саматов, судя по его мимике и жестам, был этим обстоятельством не слишком доволен.
Далекую от идеала игру показывал и Попов — в общем, только Промес из всей группы спартаковской атаки был самим собой. Но одному в современном футболе все равно толком ничего не добиться.
На 21-й минуте Боккетти, уже имея желтую карточку от бескомпромиссно настроенного с первых же минут судьи Москалева, оступился — и Яхович бил, хоть и с острого угла. Мяч пролетел мимо, но сигнал «Спартаку» был подан вполне определенный, и не сказать, что он его ясно услышал. Самарцы по конструкции своей игры выглядели как минимум не хуже.
Впрочем, два полумомента красно-белые еще все-таки создали. На 27-й минуте Промес отпасовал Попову, тот между двумя защитниками — Комбарову, а самый острый в первом тайме с точки зрения пасов футболист «Спартака» (благо, навешивать ему Аленичев, судя по всему, строго отсоветовал) выкатил мяч под удар Зотову. Тот бил метров с восьми — выше. Тот же Комбаров семью минутами позже срезал угол, ворвался в штрафную — и то ли бил, то ли простреливал, но в итоге попал в ногу Промесу, а от нее мяч отскочил в сантиметрах от штанги.
И у Самары моменты имелись — Молло, например, чуть неточно выкручивал мяч слева в дальнюю девятку. Ко всему прочему, сразу три спартаковских защитника до перерыва «повисли» на карточках — Боккетти, Паршивлюк и Кутепов. Добавим сюда две карточки у самарцев — и возникнет впечатление, будто первый тайм был беспрецедентно грубым, чего на самом деле не было и в помине. Создавалось ощущение, что Москалев до перерыва несколько переусердствовал.
Так, предупреждение Кутепову в эпизоде, когда, показалось, молодой футболист сыграл в центре поля в мяч, вызвало гнев и у игроков «Спартака», и у трибун. Когда Молло поднимался с земли, его жестко освистали.
Посвистывали, пусть и пожиже, после свистка судьи на перерыв. Хоть «Спартак» и вел в счете, это был не тот футбол, что красно-белые показали против «Краснодара» и «Рубина». Нужно было включаться во втором тайме — иначе, учитывая спартаковскую карму, без пропущенного гола никак обойтись не могло.
А ведь возможность подняться в таблице у спартаковцев имелась — к перерыву проигрывали и «Локомотив», и «Краснодар». Только для этого нужно было приложить собственные усилия, а не ждать у моря погоды.
***
После перерыва началось так же, как закончилось до — с фола на Молло, только теперь правила (и опять же с желтой карточкой, теперь уже четвертой у команды) нарушал Ромулу, и до ворот Реброва было куда ближе. Причем это можно было трактовать как фол последней надежды — как и тот, когда в первом тайме получил желтую карточку Паршивлюк. Но и тут дело ограничилось «горчичником», а со штрафного француз пробил чуть выше ворот.
«Спартак» ответил краткосрочным всплеском активности — Промеса лишь в последнюю секунду опередил Лория, а удар Комбарова в дальнюю «девятку» пришелся рядом со штангой. Но «Крылья» вновь перехватили инициативу, только теперь уже с гораздо большей агрессией и уверенностью.
На 65-й минуте они создали даже не момент, а супермомент. Чочиев, сместившись с лицевой на линию вратарской и убрав по пути Боккетти, с абсолютно убойной позиции пробил в дальний угол. И попал в… стоявшего там Яховича. В результате — не гол, а офсайд, тем более что и до ворот мяч не долетел. Но стало ясно, что дело для хозяев окончательно запахло керосином.
Чтобы как-то этот разгорающийся пожар погасить, Аленичев выпустил вместо Паршивлюка Кирилла Комбарова, а чуть ранее на острие — Мовсисяна вместо Зе Луиша. Но состояние армянского форварда, которого мы, скорее всего, видели в красно-белой форме в последний раз, оказалось не лучше, чем у пришельца из Кабо-Верде.
Если от кого при таких раскладах и можно было ждать каких-то откровений, то только от Промеса. Он и убежал к штрафной «Крыльев» после отличного паса Попова — да Лория отбил, а добивание Зотова было ликвидировано защитниками близ линии ворот. И опять все взяли в свои руки самарцы.
На 77-й минуте «Спартаку» откровенно повезло: Боккетти зацепил ногу Чочиева, ловившего его на противоходе, в своей штрафной, но Москалев пенальти давать не рискнул. А может, вспомнил, как у красно-белых украли очки туром ранее. Можно сказать, что судьба вернула красно-белым должок.
В начале последней десятиминутки Веркаутерен сделал двойную замену, выпустив Родича и Габулова. Аленичев, который, может, и хотел бы освежить атаку, вынужден был менять травмировавшегося Кутепова на Граната. То еще удовольствие — выпускать в такую тяжелую игру центрального защитника!
Но на финальный штурм «Крылья» не сподобились и отыграться не смогли. Не будет преувеличением сказать, что «Спартак», сыграв в разы хуже, чем в Казани, вымучил эту победу — точно как в сентябре против «Ростова». И тем самым, судя по всему, сохранил место главного тренера за Дмитрием Аленичевым. Что, по моему убеждению, справедливо. Но, чтобы попасть в еврокубки и наладить стабильную внятную игру, клубу надо здорово укрепляться.
Игорь РАБИНЕР из Тушина.