Французский европейский футбольный национализм превосходит ксенофобию, по крайней мере на данный момент
Впечатляющие успехи крайне правых антииммигрантских электоральных сил заставили президента Франции Эммануэля Макрона распустить Национальную ассамблею Франции и призвать к внеочередным парламентским выборам. Но на футбольном поле все правые разговоры о «вторгающихся ордах» исчезли, когда французские болельщики приветствовали свою национальную команду во главе с игроками иностранного происхождения в четырехлетнем европейском футбольном турнире. Успешные результаты французского футбола, похоже, выходят за рамки политического этноцентризма, по крайней мере, на данный момент.
В политическом плане крайне правая французская популистская партия RN (Национальное объединение) показала себя очень хорошо на выборах в Европейский парламент, набрав 31 процент голосов. После этого, в первом туре парламентских выборов 30 июня, RN набрала около 33 процентов голосов, значительно опередив левых с 28 процентами и партию Макрона с 20 процентами. А антииммиграционная партия, по прогнозам Reuters, получит 235 против 265 мест в Национальной ассамблее в предстоящем втором туре голосования 7 июля, что является огромным скачком по сравнению с ее нынешними 88 местами, и, возможно, впервые крайне правые будут избраны к власти во Франции.
Но политический успех крайне правой антииммигрантской партии RN не отразился на футбольном поле. Французская футбольная команда, которую подбадривала вся страна, вышла в четвертьфинал чемпионата Европы. «Вторгающиеся орды»? В официальном французском списке из двадцати трех игроков пятнадцать игроков иностранного происхождения. Из одиннадцати игроков стартовой команды восемь имеют иностранное происхождение.
Звезда команды и капитан, признанный одним из лучших игроков мира — Килиан Мбаппе. Его отец родом с камерунского острова Джебале, а мать — алжирка кабильского происхождения. Пенальти Мбаппе на 55-й минуте против Польши спас Францию от обидного поражения в матче раннего тура.
За пределами поля Мбаппе и молодой лидер RN Джордан Барделла, потенциальный будущий премьер-министр и сам сын итальянских иммигрантов, вступили в перепалку. Мбаппе призвал молодых людей голосовать, подразумевая, что они должны отвергнуть правые крайности. «Я вижу экстремистов у ворот власти», — сказал он. «Молодые люди, у которых есть шанс выбрать будущее страны, должны голосовать».
В ответ Барделла заявил: «Я испытываю огромное уважение к нашим футболистам, будь то Маркус Тюрам или Килиан Мбаппе, которые являются иконами футбола и иконами для молодежи… Но мы должны уважать французов, мы должны уважать голос каждого».
Несмотря на то, что Мбаппе и Тюрам называются «иконами», антииммигрантская позиция Барделлы очевидна. Он сказал группе в марте: «Совершенно ясно, что эти выборы [for the European Parliament] 9 июня — это референдум против затопления мигрантами», — сказал он на первом предвыборном митинге партии. «Французский народ должен решить, кому разрешено въезжать в страну, а кому нет. С нами [RN] «Франция будет защищать свои границы», — подтвердил он ликующей толпе.
(Молодая Африка (Сообщается, что прадед Барделлы был рабочим-иммигрантом из Алжира, факт, который остается табу в RN, ранее называвшейся партией «Национальный фронт», созданной расистом и антисемитом Жаном-Мари Ле Пеном, а теперь возглавляемой его дочерью Марин Ле Пен. Барделла является ее протеже.)
Что Барделла имел в виду, говоря «уважать французов»? «затопленных мигрантами»? «защищать свои границы»? На поле сборная Франции является по-настоящему многонациональной. Вратарь Брюс Самба родился в Республике Конго. Н'Голо Канте, считающийся одним из лучших полузащитников своего поколения, имеет малийских родителей. Другой стойкий игрок, Эдуардо Сельми Камавинга, родился в Анголе. Прадед Дайота Упамекано был королем деревни в Гвинее-Бисау, откуда родом его родители. Ферлан Менди имеет сенегальское и биссауско-гвинейское происхождение. Жюль Кунде имеет французское и бенинское гражданство, Аурелиан Чуамени имеет камерунское происхождение. Юссаф Фофана имеет французское и малийское гражданство. Родители Рэндала Коло Муани родились в Киншасе, Демократическая Республика Конго. Он имеет как французское, так и конголезское гражданство. Маркус Тюрам родился в Италии. Брэдли Баркола имеет гражданство Франции и Того.
Итак, пока крайне правые продолжают прогрессировать на выборах, национальная футбольная команда, Блюзпродолжает свое превосходство с весьма разнообразным составом. Как Экономист отметил недавние успехи команды: «Команда выходила в финал Кубка мира и чемпионата Европы в трех из последних четырех турниров; действительно, в 13 последних выпусках этих соревнований Франция выходила в финал шесть раз. Ни одна другая европейская команда не может похвастаться столь впечатляющим результатом за тот же период».
Успешная французская команда состоит из наследников французского колониализма, которых крайне правые отказываются принимать как полностью интегрированных во Францию. Лидер RN Марин Ле Пен зашла так далеко, что предложила отменить двойное гражданство. Барделла был более осторожен, заявив, что в правительстве RN только некоторые стратегические позиции будут ограничены гражданами Франции и французскими подданными. Но все же позиция RN «Франция для французов» совершенно ясна.
Гражданство и двойное гражданство никогда не бывают простыми. В эпохальном случае 1950-х годов Ноттебом, Международный суд ООН дал известное определение гражданства как правовой связи между лицом и государством, «имеющей в своей основе социальный факт привязанности, подлинную связь существования, интересов и чувств, а также существование взаимных прав и обязанностей». Ключевым моментом является «социальный факт привязанности». Многонациональную французскую команду поддерживают французские футбольные болельщики, включая, как мы предполагаем, тех, кто голосовал за RN на последних выборах, как имеющую «социальный факт привязанности». Для болельщиков многонациональные игроки — французы.
Или нет?
Два футбольных эксперта, знакомых с Францией, объяснили мне диссонанс тех, кто голосует за правых, одновременно поддерживая национальную сборную «иностранцев». Они привели в пример великого теннисиста Янника Ноа, чей отец был из Камеруна. Когда Ноа выиграл Открытый чемпионат Франции в 1983 году, став первым французом, выигравшим Ролан Гаррос за тридцать семь лет, к нему относились как к национальному герою. Он был французом. Когда он проигрывал матчи, его называли «камерунец». Для экспертов французский этноцентризм исчезает из-за победителей спорта.
Поэтому, наблюдая за тем, как преданные французские болельщики поддерживают свою команду на чемпионате Европы, задаешься вопросом о криках фанатов: «Allez Блюз.” Действительно ли все болельщики, включая сторонников RN, поддерживают Блюз как настоящие французы? Очевидно, глядя на французских болельщиков, что Франция едина вокруг команды и что все игроки считаются французами, пока команда продолжает побеждать.
Source: https://www.counterpunch.org/2024/07/05/french-european-soccer-nationalism-transcends-xenophobia-at-least-for-the-moment/