Сила сна
Как использовать сновидения для выхода из кризиса и исполнения мечт?
Сны — ужасная вещь. В них оживают наши самые жуткие страхи. Кошмары из-за смерти любимого человека или родителей. Чудовищные видения во время терактов, стихийных бедствий и военных конфликтов.
Многие, не зная природы сновидений, пытаются от них избавиться. В ход идут сильное снотворное, алкоголь, прерывание сна. Все это — мина замедленного действия. Мы сами подложили ее и накачиваем невероятной мощью. Она обязательно рванет в неожиданный момент с жутким результатом. От глубокой депрессии, до нервного срыва или тяжелой болезни, например рака.
Но можно ли использовать сны, чтобы выйти из кризиса и исполнить мечты?
Сновидения бывают у всех, но не каждый способен их запомнить. Сон — это работа бессознательного. Именно в его глубинах, скрытых на первый взгляд, заключены сокровища. Но в темной пещере не только золотые горы, но и самые потаенные страхи и желания. Все, чего мы когда-то боялись: детские обиды, испуги, злые люди, страшные книги, пауки.
Когда мы говорим про сны, то всегда важно подмечать мелочи.
Автор сна участвует в кошмаре или смотрит со стороны? Кто на сцене: знакомые все лица, или выдуманные персонажи? Даже если кажется, что сон повторяется в неизменном виде, внимательнее присмотритесь. Возможно, что-то поменялось? Неожиданно прилетела муха, или ветерок подул. Значит, психика работает и пытается нас спасти.
Моя клиентка решала, где жить?
Она объездила почти весь мир. Где-то была в командировках, куда-то путешествовала с семьей. После тяжелого развода она неудачно упала и сломала ключицу. В свои 56 ощущала себя молодой и привлекательной, но только подходя к зеркалу понимала, что из нее высасывают соки. Волосы превращаются в солому, лицо плывет, грудь опала. Жутко выходить на улицу, ездить по врачам, быть беспомощной. Она никого не хотела видеть, общаться, просить поддержки. Женщина пыталась плакать на сессиях, но и на это у нее не было сил. Ее запрос: «Мне ужасно плохо и страшно, я не знаю что происходит».
Клиентка всю жизнь занималась бизнесом, строила семью и растила двух детей. Они выросли и уехали за границу, муж ушел к молодой любовнице. Слишком банальная судьба для нашей страны. Но как сказал Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это же утверждение справедливо и для конкретного человека. История женщины достойна войти в книгу «Ими гордится страна». Выстроив с нуля, в тяжелейших условиях голода собственных детей и пьянства мужа, бизнес, она получила все, что так важно было в окружающем обществе. Две квартиры в центре, дом за городом. Устроила мужа на госслужбу. Престижно, но денег от него так и не было. Две дорогие машины на семью, детям лучшие школы и обучение за границей. Все, о чем судачили соседи и завидовали вчерашние однокашники. Справилась, всех победила, вызвала зависть, но так и не получила признание матери. Она, хоть и жила в новом доме за ее счет и лечилась в лучших клиниках, но на дух не переносила внуков, и ни разу не сказала дочери «спасибо». Только кидала колкие претензии.
Мать — бывший партийный работник, к «торгашам» и «бизнесменам» относилась с нескрываемой брезгливостью. Когда она умерла, дочь не только устроила шикарные похороны и справила памятник, но и нашла писателя, способного рассказать героическую судьбу мамы. Прочитав первые наброски книги, моя клиентка буквально взвыла от внутренней боли, расторгла контракт с писателем и больше не ходила на кладбище. Она увидела бессмысленность партийного пути мамы и разглядела собственное одиночество. Детскую тьму, которая ее окружала. Ни дня счастья, ни дня радости, ни дня беззаботного детства. Цена за карьерный рост мамы — ее счастливое детство.
Сон, с которым она пришла на одну из сессий был про жизнь на даче.
Клиентке снилось детство в деревянном доме с необычными сенями. Они были просторные: два окна примыкающие углом, большой старый сундук, две пружинные кровати, нагруженные пуховыми одеялами, и вышитые сеточкой подушки. Сюда она любила приводить подруг. Вместе они пытались открыть сундук, прыгали на кроватях, падали на пол, покрытый разбросанными ими же подушками, делали из газет самолетики и милых зверюшек. Бабушка приносила пирожки и парное молоко, купленное в соседней деревне.
Этот сон казался безмятежным и счастливым, но одновременно пугающим.
Он мучил своей навязчивостью. Зачем ей снится это детство, почему до мельчайших подробностей помнит сени, детское веселье и бабушку?
Мы начали обсуждать детали. Я зацепился за сундук, в нем точно должна быть тайна! Спросил, удалось ли открыть его, и что там было? Клиентка в деталях описала грубое черненое дерево, металлические застежки и узор, опоясывающий весь периметр, как подарочная лента на торте. Но сундук в этом сне оказался просто ящиком с одеялами и подушками. Никакого секрета он не таил. Мы долго исследовали беззаботный сон про детство, пока клиентка не замерла. Окно! Сказала она, указывая за свою спину. По телу побежали мурашки.
Окно!!! Она стала дышать глубже и осторожнее, словно была с поличным поймана за чем-то непристойным. Ее лицо загорелось. В сенях было еще одно окно, но не на улицу, а в дом. Через него было прекрасно видно происходящее на веранде. Она увидела в этом окне глаза мамы, наполненные злобой.
Я дал ей возможность помолчать. Через пару минут она сказала, что мама прокляла ее за бумажную пилотку на голове.
Я удивился: — За бумажную пилотку?
Она сказала, да! За бумажную пилотку из газеты.. с портретом Ленина и руководством партии.
Я тоже родился в Советском Союзе и помню легенды про доносы и громкие суды над теми, кто завернул в газету с вождями палку колбасы или рыбу. Но я не думал, что это реальность. Но еще больше меня поразило, что можно из-за детской шалости проклясть собственную дочь.
Клиентка сама довольно быстро нашла смысл сна.
Глаза мамы, наполненные ненавистью, преследовали ее всю жизнь. Она пыталась угодить, быть правильной, жить с нелюбимым мужем и дать детям чего у нее никогда не было. Этот взгляд впивался в нее до мига, пока она не заорала бесшумным криком отчаяния, читая наброски книги.
Наши консультации закончились после ее решения переехать и найти новый дом. Она хотела вернуть себе жизнь и силу, которой обладала раньше. Ей хотелось быть плохой, нарушать правила, радовать себя спонтанно, не оглядываясь на пресловутое окно в сенях. Я посоветовал на последней сессии использовать методику Дали для бессознательного выбора нового дома. Денег у нее было достаточно. Мне показалось, она сможет жить в любой точке мира, и готова быть наконец счастливой.
Теперь она живет недалеко от океана в Португалии. У нее небольшой, но уютный дом с верандой. Новый, чуть моложе нее друг, и сундук, в котором хранится не постельное белье, а фотографии ее прошлой, успешной, но услужливой жизни.
В этой истории я хочу отметить важную деталь. Наш успех в жизни всегда связан с огромным внутренним конфликтом. Он, как ядерный реактор, дает безграничную энергию для великих свершений в творчестве и бизнесе.
Есть важный секрет, которым я хочу поделиться.
Всегда приходит время, когда этот внутренний конфликт нужно окончательно разрешить. Сколько бы денег мы не заработали, сколько миллионов людей не поразили своим творчеством, сколько книг и статей в журналах о нас не написали, всегда приходит момент, когда произносится фраза: «Верните мою жизнь! Заберите все, но отдайте потерянный миг счастья». Очень важно, чтобы эти слова прозвучали не на смертном одре, с проклинающим взглядом матери, а намного раньше. Дайте себе возможность наконец пожить с любовью и внутренним счастьем.
Расскажите о своих снах, о своих жутких ночных кошмарах, которые дают подсказки для решений и правильных шагах к счастью.
С уважением Тимур Валеев, магистр психологии, сооснователь PSY.one.
Автор книги «Сила сна. Как спасти психику, выйти из кризиса и исполнить мечты».