Семь раз отмерь. Дети основателей Wildberries осложнят раздел компании
Несовершеннолетние, оставшиеся на попечении одного из родителей при разводе, не могут повлиять на увеличение его доли в совместном бизнесе, но их права также будут оцениваться судом.
Так скандал вокруг маркетплейса Wildberries и его слиянием с рекламной компанией RUSS прокомментировал адвокат Максим Сикач. Известно, что у Татьяны и Владислава Бакальчуков — семеро детей.
«В случае начала бракоразводного процесса раздел бизнеса супругов происходит по общим правилам: каждому причитается половина, даже в том случае, если у них есть несовершеннолетние дети, — рассказал Сикач. — Однако суд во время бракоразводного процесса вправе отступить от этого принципа, принимая во внимание интересы самих детей. Это может произойти и в тех случаях, когда другой супруг и дети не получали доходов по неуважительным причинам или же, наоборот, расходовали общее имущество в ущерб интересам семьи».
До объявленного слияния Wildberries и Russ 100% долей в бизнесе принадлежали семейству Бакальчуков, при этом всего 1% — самому Владиславу Бакальчуку. По словам самого Бакальчука, его поставили «перед фактом», предложив в рамках совместной компании долю 10%. Столько же получает Татьяна, а 80% отводится Russ. По другой информации, в совместном предприятии ООО «РВБ» самому Wildberries будет принадлежать только 65% уставного капитала.
«Сложившаяся судебная практика признает незаконным уменьшение доли супругов в совместном бизнесе без взаимного согласия, — продолжил Сикач. — Думаю, слияние происходит в целях уменьшение доли с 99% до 20% в новом юрлице, и такие сделки также требуют согласия другого супруга. При наличии убедительных доказательств и с учетом имущественных прав детей, это может повлиять на исход всего дела. Вместе с тем, увеличение доли одного из родителей по решению суда не наделит самих детей правом на бизнес».
Пока бракоразводный процесс не начался, действуют нормы корпоративного права, напомнила адвокат Любовь Киселева. И эти нормы не в пользу Владислава Бакальчука.
«Сделка объединения Wildberries с Russ в текущий момент может быть осуществлена без согласия Владислава, — уверена Киселева. — В соответствии с ними, муж, владеющий лишь 1% акций, не имеет права решающего голоса и опротестовать слияние компаний в данный момент не сможет. Другой вопрос в том, будет ли завершена сделка по слиянию до начала бракоразводного процесса, в ходе которого он получит право требовать половину стоимости акций маркетплейса, использовав иные аргументы и доказательства в свою пользу».
Сейчас трудно оценить стоимость Wildberries, однако в 2024 году издание Forbes оценило состояние Татьяны Бакальчук в 7,4 млрд долларов, признав ее самой богатой женщиной в России. Согласно данным «Спарк», выручка её компании в 2023 году составила 538,7 млрд рублей, что на 69% больше, чем в 2022 году. Сама Бакальчук также отметила, что оборот Wildberries в 2023 году превысил 2,5 трлн рублей.
Ранее сообщалось, что муж основательницы Wildberries Татьяны Бакальчук Владислав Бакальчук заявил, что намерен «бороться за свою семью» и сделает все для сохранения бизнеса. Он обратился к главе Чечни Рамзану Кадырову с просьбой защитить совместный с супругой бизнес от рейдерского захвата.