Банки будут чаще блокировать подозрительные переводы – новый закон вступил в силу в России 25 июля
Почти 1,1 миллиард рублей с начала года перевели на счета телефонных мошенников жители Иркутской области. 100 миллионов из них – только за последнюю неделю, это новый антирекорд за такой короткий период. Об этом на пресс-конференции в «Интерфакс» рассказал начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по региону Юрий Ильенко. Встреча была посвящена изменениям в российском законодательстве.
– Мошенники регулярно меняют схемы – иногда полностью, иногда частично. Например, на днях жителю Байкальска несколько раз звонили с неизвестного номера и рассказывали о том, что его дочь попала в аварию, нужны деньги, чтобы «замять» дело. Мужчина бросал трубку, так как дочери у него нет. Тогда злоумышленники изменили историю и стали говорить, что в аварию попала племянница. Он сразу перевел деньги. Или есть на нашем опыте истории, когда сотрудники банка вызывали полицию, когда клиент отказывался им верить, что собирается сделать перевод мошенникам. Ситуация доходила буквально до скандала, настолько люди оказываются как будто под гипнозом, – говорит Юрий Ильенко.
С 25 июля в России в силу вступил закон для противодействия мошенникам. Согласно ему, при проведении перевода финансовая организация должна проверять счет – не было ли ранее на него небезопасных переводов. Если были или присутствуют подозрительные признаки, банк на два дня «замораживает» операцию. Специалисты связываются с клиентом и уточняют, добровольно ли он отправляет деньги. Если отправитель утверждает, что добровольно перевел средства, финансовое учреждение размораживает операцию, в противном случае – возвращает деньги на счет клиента.
– Банк России ведет учет небезопасных счетов, на которые ранее поступали жалобы. Эта база обновляется каждый день, доступ к ней есть у всех коммерческих банков. Также существует документ, в котором четко прописаны признаки того, что перевод осуществляется без добровольного согласия клиента. Все эти документы теперь нужно будет учитывать, – сообщил управляющий отделением Иркутск Банка России Игорь Коржук.
При этом если клиент настоял на переводе, а потом оказалось, что это была уловка мошенников, банк не обязан возвращать деньги. А вот если финансовая организация не зафиксировала подозрительный платеж, не связалась с клиентом, платеж ушел злоумышленникам, она обязана компенсировать всю сумму. Чтобы получить возмещение, клиенту нужно будет подать заявление в банк. Срок возврата – 30 дней.
Так, за первый квартал 2024 года банки предотвратили уже 14 миллионов попыток кибератак в России. Это помогло сохранить почти два триллиона рублей. Кроме того, добавил Игорь Коржук, на сайте Банка России и в его мобильной приложении опубликованы самые актуальные схемы мошенничества.
– Одна из последних – звонят от имени медицинских организаций, преимущественно пожилым людям. Сообщают, что у человека не очень хорошие анализы, высока вероятность онкологии. Естественно, человек в шоке. Тут же ему звонят с другого телефона – например, под именем псевдо-главного врача – и предлагают новое современное лечение. Только для него нужно внести предоплату. И люди оплачивают, – рассказывает Игорь Коржук.
– Пока процент раскрываемости таких схем не очень большой – из 2,6 тысяч заявлений за последние полгода удалось решить вопрос только в 232 случаях. Это связано с тем, что аферисты часто дислоцируются за границей, для переводов нанимают отдельных людей. Тем не менее, мы надеемся, что новый закон поможет хоть немного обезопасить жителей Иркутской области, – подытожил Юрий Ильенко.