Счастливая лиса
В Челябинской губернии, Троицкого уезда, в посёлке Берлин жили-были два охотника.
Один был средних лет и небольшого роста, а другой, наоборот, высокий и молодой, на вид ему было года 23–24.
Была зима, а точнее, вторая половина февраля. Это как раз то время, когда у лис начинается гон. И вот в одну из пятниц им выпал выходной.
Должен сразу вам заметить, что уклад жизни в деревне значительно отличается от городского. Там, в большинстве случаев, выходной обычно приходится на субботу и воскресенье, но так как они были жителями села и работали на ферме в животноводстве, то выходные у них были тогда, когда был подменный, который за них эту работу и делал.
Кстати, работа в животноводстве тоже отличается от городской на заводе. Если там рабочий сделал брак, то об этом знают не многие, а если оператор по выращиванию молодняка, а проще — скотник, недобросовестно выполняет свои обязанности, об этом сразу узнают не только специалисты животноводства, включая и председателя колхоза, но и вся деревня тоже.
Потому что обиженные телята орут так громко, что всем сразу становится понятно: дроблёнка им не досталась, а ушла не по назначению.
Мы тут немного отвлеклись, тем временем выходной у охотников уже начался. Было ещё темно, и до рассвета оставалось часа два, не больше. Во всех домах из труб валил дым, по которому опытный охотник мог определить погоду на ближайшие сутки.
Если, к примеру, дым стоял столбом — значит, будет сухая и ясная погода, и к тому же морозная. Если дым стелется — жди осадков, но насколько это правда, не знаю, но так, по крайней мере, гласит народная примета, которая по теперешним временам редко совпадает с действительностью, я же могу по дыму определить только направление ветра.
Дым, который валил из труб, был не просто дым — он ещё издавал запах свежеиспечённого хлеба, а во многих домах и разного вида выпечки, к которым относились множество всяких булочек, ватрушек с творогом и сметаной, а ещё не редко — курника с гусятиной. Вы не поверите, но от этого запаха даже у сытого человека начинала выделяться слюна, да не в обиду будет сказано, как у бешеной собаки.
Как я говорил, было ещё темно — малыши и школьники ещё спали. А взрослые уже собирались на работу, те, кто работал на ферме, вставали раньше всех. У них доение коров начиналось в пять утра. В МТМ же обычно механизаторы начинали работу с восьми часов.
Наши охотники, плотно позавтракав и взяв с собой в дорогу сухпаёк и термос с горячим чаем, забрав лыжи и закинув на плечо ружья, вышли из дома. Скажу вам по секрету, что горячий чай после длительного перехода на лыжах, когда уже до дома остаётся рукой подать, а силы на исходе, стоит дороже коньяка в городе.
Выйдя за деревню, охотники встали на лыжи и двинулись в направлении сосёнок, до которых, если идти прямиком через поле, было километра два, не больше, а если идти через ближайший околок, то немного дальше.
Ветер был попутный, настроение хорошее, и они весело зашагали в сторону ближайшего околка. Пока они дошли до ближайшего леса, наступил рассвет. Зайдя в лес, охотники первым делом осмотрели свежие следы и стали надевать масхалаты.
Для чего нужны масхалаты, думаю, объяснять не надо. И хотя лиса в основном полагается на своё чутьё, маскировка никогда не бывает лишней. Пройдя первый лесок, охотники, кроме свежих заячьих следов, ничего интересного не увидели. Правда, на выходе из околка им попалась стайка куропаток, на которых они не стали обращать внимания — их ожидаемый трофей это лиса или хотя бы заяц.
Следующими на их пути были сосёнки. Здесь лес просто был буквально истоптан косулями — были видны свежие лёжки с остатками волос после ночлега. Были и другие следы, но никто им, однако, не попался. Свежего снега не было, а тот, по которому они шли, уже успел достаточно затвердеть, и предательское шуршание лыж о снег убивало всякую надежду подкрасться к добыче незамеченным.
Поняв, что им в лесу ничего не светит, охотники вышли в чистое поле, на котором ещё оставались несколько зародов соломы. Солнце уже встало, и их взгляду открылась живописная картина. После недавней изморози все деревья выглядели сказочно.
Полюбовавшись немного живописным пейзажем, охотники решили проверить все зароды, тем более, что они всё равно попадали в намеченный маршрут. У второго зарода их ожидал сюрприз. Нашли заячью нору со свежими следами захода в неё. Один встал возле неё с ружьём на изготовку, а другой стал прикладом тыкать в нору, стараясь выгнать оттуда зайца.
Но заяц и не думал вылазить, тогда они стали руками разгребать заход и углубляться в зарод, чтобы схватить косого за уши. Но и этот вариант не дал результата. То ли косой быстрее их углублялся, то ли его там просто не было, в общем, куда он делся — история об этом умалчивает.
Уставшие от бесполезных попыток выкурить зайца из норы, они решили перекусить. Только начали доставать еду из рюкзака, как один из них заметил, что на них от третьего зарода бежит большая с шикарной шубкой лиса. Парни взвели курки и с учащённым сердцебиением стали ждать приближения «кумы», которая не заставила себя долго ждать и резко появилась на самой верхушке зарода.
Если бы у них был фотоаппарат, а ещё лучше кинокамера, то они, несомненно, получили бы Гран-При за такой кадр. Заскочив с весёлым видом на верхушку стога, лиса вдруг остолбенела, увидев, как в неё целятся два охотника. Челюсть у неё от удивления отвисла, и вид был такой обескураженный, что смотреть на это без смеха было невозможно.
Из оцепенения её вывели последовавшие один за другим два щелчка. Лиса кубарем скатилась вниз и так сиганула в обратную сторону, что снежная пыль, вылетавшая из-под неё лап, зависла в воздухе.
Охотник, у которого была двустволка, выстрелил в неё со второго ствола наугад и, конечно, не попал. Пока они перезаряжали ружья, лиса была уже в зоне недосягаемости дробового заряда. Почему оба ружья дали осечку — не знаю, не иначе как счастливой лису не назовёшь.
Потом наши охотники почти до четырёх часов дня ходили по лесам и полям, так ничего и не добыв. Перед самой деревней на большой Журавлинке они подняли двух зайцев, но те тоже от них смотались.
Как вы поняли, охотникам не повезло, видать, это был не их день. Счастье улыбнулось только лисе. На следующей охоте они всё-таки добудут рыжую шубку, но это уже будет другая история и другая лиса, а счастливая лиса убежала, о чем никто не сожалеет.
А охотникам нашим «Увы» и «Ах», как говорится, «Не всё коту масленица!».
Сергей Летунов, 20.02.2016 г.