Очки с ядом, задержание вице-консула США и перебежчики: Как спецназ «Альфы» вселял ужас в шпионов США
Точное число задержанных агентов Владимир Зайцев не называет. 13 человек - когда он разрабатывал операции и подбирал людей, «больше пяти» - где он «участвовал».
МАРТА БЕЗ ФАРТА
На его счету агент ЦРУ - вице-консул США в СССР Марта Петерсон.
- Это был 77-й год. Марта долго водила нас за нос - переоделась, надела темные очки, использовала сложный рисунок Лужнецкой набережной. Она поднялась на мост - там должна была заложить закладку для своего агента. А на мосту арки с бойницами - одну она прошла за две секунды. А в следующей задержалась на 7 - 8. Мы решили - контейнер там. Он был в виде куска асфальта - если б Марта что почувствовала, толкнула бы его в бойницу и контейнер ушел в воду.
Она сильно сопротивлялась при задержании, била ногами. Я взял ее за запястье, похоже, сильно. Американцы жаловались в наш МИД, что у их дипломата на руке были синяки и сорваны часы (там был микрофон). Пока ее везли в приемную КГБ, я в машине браслет на часах этих пытался починить.
ГАИ ДЛЯ ШПИОНА
- Как взяли Адольфа Толкачева, спеца по аэронавигационным системам, завербованного Штатами?
- Это была первая операция в 1985-м, когда «Альфе» дали команду, что задержанием шпионов будем заниматься именно мы. Меня вызвало высшее руководство. Сказали, что я персонально за это отвечаю и подбираю людей. Чтобы никто ничего не видел и информация не дошла сразу до американцев. Я посмотрел его дело. Оказалось, он на даче сильно выпивает. Я понял, что, когда они поедут домой, за руль сядет жена. Мы организовали «аварию» у поста ГАИ. Все проезжающие там притормаживали. И Толкачевы тоже. Когда взяли, жена даже не поняла, что произошло, - ее женщины, оперативные сотрудники, вывели из машины, а его уже везли в Лефортово.
ОЧКИ С ЯДОМ
Предатели имели ампулы с ядом. Как Геннадий Сметанин, помощник нашего военного атташе в Португалии. Он был завербован ЦРУ в 1983 году за 365 тысяч долларов.
- Перед отъездом за рубеж он «прощался» с родней в Казани. Он же военный разведчик, всегда настороже. И об операции знали человек 10 - 11.
На самолет, куда он купил билеты, они с женой не явились. Оказалось, купили билеты на поезд (тогда они были не именные). Мне сказали брать его на перроне. Но оказалось много провожающих, и операцию провели в купе. Там мой сотрудник Виталий Демидкин одним движением сорвал с него очки и парик и засунул их себе за пазуху, пока его вели в служебное купе. А когда узнал, что в очках был яд, который при попадании на кожу убивает человека, побелел.
Мы тогда не знали, что и жена Сметанина завербована: когда привезли их в Лефортово, нашли у нее на теле пояс, в котором были 44 бриллианта. Оказалось, что брат Сметанина работал на приисках и оттуда таскал алмазы.
ПРИЕМ ПРОТИВ СУПЕРМЕНА
- Была категория людей, которые знали все наши приемы. Например, майор КГБ Сергей Моторин (Гоз), сотрудник резидентуры КГБ в Вашингтоне. Он был ростом метр девяносто, очень сильный, ходил на карате, делал гимнастику, таскал гири. Моторин часто ездил на такси, и мне тогда сказали: «Владимир Николаевич, а вы не можете сами сесть за руль?» Так что мне пришлось везти предателя по Кутузовскому проспекту. Неприятно. Мои, невысокие, брали, я рядом страховал. После задержания он мне сказал: «Ну и как же твои сотрудники смогли меня скрутить и так голову зафиксировать, что я даже ни шевельнуться не мог, ни вздохнуть». Я ему сказал: «Мы так работаем».
САМАЯ ОПАСНАЯ ОПЕРАЦИЯ
- В ноябре 1983-го в Тбилиси при освобождении захваченного самолета я брал главу террористов Сосо Церетели. Когда начался штурм, террористы уже многих убили. Пилотов и стюардессу. Так что отступать им было некуда.
Я проник в кабину. За собой протащил сотрудников. Пластины с бронежилета тогда сорвались. Один пилот был убит, один ранен, шептал: «Не открывайте дверь - они нас убьют».
Договорились с ребятами - я иду первым. Решили так: если меня срубят - не обращайте внимания, по мне идите дальше, выполняйте задачу. Я знал, что у террористов нашли дома гранату при обыске, а еще из самолета удалось выскочить сотруднику угрозыска, который там летел, и он после двух успокоительных уколов рассказал, что в первом салоне сидит человек, у которого две гранаты: одна рифленая - Ф-1, другая гладкая - РГД-5. Я понимал, что гранату он бросит… Но ребят не стал пугать. Ну и взял его…
КАК ТРЕНИРУЕТСЯ «АЛЬФА»
- Летом 1974-го были соревнования по служебному пятиборью центрального аппарата КГБ. Мне предложили выступить, и я вошел в десятку сильнейших. А как раз тогда был подписан приказ о создании группы. Я знал, что это группа антитеррора - ходили слухи.
На первых порах я был там физоргом - заставлял всех подтягиваться, отжиматься. Но были ребята и с невыдающимися физическими данными, но которые могли хорошо водить машину, хорошо соображали…
- Что было в приоритете - стрельба, борьба, бег?
- Все. У нас были постоянные выезды и на стрельбище, и в тире стреляли из всех видов оружия: автомат, пулемет, снайперская винтовка. Было боевое самбо, карате, кроссы бегали постоянно. В общем, тренировки были непростые - выезжали в Тулу на прыжки с парашютом, в Ярославле водили все виды транспорта, танки, БТР. Изучали минно-подрывное дело. У нас занятия шли бесконечно по всем статьям.
Правда, были и случаи, когда человек, например, отказывался прыгать с парашютом, или что-то нарушил в быту, или на службе что-то не выполнил, таких отчисляли.
Награда
Накануне юбилея «Альфы» много лет возглавлявший ее генерал Геннадий Зайцев, Герой Советского Союза, чья судьба легла в основу вышедшего в феврале фильма «Командир», в Кремле был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Сам Геннадий Николаевич свое 90-летие в сентябре отметит выходом двухтомника «Альфа» на службе Родины».
«КП» поздравляет и Группу «А», и ее бойцов и командиров с юбилеем!
Автор: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ