Смерть лидера ХАМАС не вызовет новой войны
Но арабы постараются «точечно» наказать Израиль
В ночь с 30 на 31 июля глава политбюро группировки ХАМАС Исмаил Хания погиб в Тегеране после прямого попадания ракеты в дом, где он остановился. По мнению востоковеда Бориса Долгова, его гибель еще больше обострит ситуацию на Ближнем Востоке, но не приведет к новой войне.
Прямой удар по зданию, где остановился в Тегеране глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания с личным телохранителем, был нанесен около 2 часов ночи по московскому времени. Хания прибыл в Тегеран для участия в инаугурации нового президента Ирана Масуда Пезешкиана, которая прошла накануне, 30 июля. В ХАМАС сразу обвинили в этом убийстве «сионистов».
Представитель группировки Сами Абу Захри заявил — эта атака является «серьезной эскалацией, направленной на то, чтобы сломить волю ХАМАС», и она «может привести к масштабной войне в регионе». Другой представитель ХАМАС Муса Абу Марзук пообещал, что атака на Ханию «не останется безнаказанной». Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи сухо сообщил, что Израиль «понесет суровое наказание» за этот удар.
Президент Турции Эрдоган считает, что Израиль все равно не добьется своих целей, и назвал убийство Хании «подлым актом с целью запугать палестинцев». В российском МИДе назвали гибель Хании «неприемлемым политическим убийством». Эксперты отмечают, что погибший Хания был одним из ключевых участников переговоров по прекращению в Газе огня и освобождению заложников, захваченных палестинцами в Израиле. Напомним, 7 октября 2023-го бойцы ХАМАС внезапно атаковали южные территории Израиля. В ходе нападения были убиты более 1,2 тысяч человек, в плен попали около 250, в том числе военные. В ответ Израиль развернул наземную операцию в секторе Газа, который контролируется ХАМАС, и стер с лица земли несколько тысяч зданий в секторе.
В Израиле неохотно комментировали этот инцидент на официальном уровне. Премьер Биньямин Нетаньяху лично распорядился, чтобы его министры не давали никаких комментариев. Однако ультраправый министр по делам Иерусалима Амихай Элияху заявил, что гибель Хании «делает мир немного лучше». «Никаких больше соглашений о «мире» и капитуляции, никакого милосердия к этим смертным. Железная рука, которая ударит их, принесет мир и немного укрепит нашу способность жить в мире с теми, кто желает мира», — написал он. Напомним, с 2012-го штаб-квартира политического крыла ХАМАС находилась в столице Катара Дохе, там же жил Хания. Однако в июне стало известно, что руководство группировки переехало в Ирак.
Как считает Борис Долгов, эксперт Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, угрозы со стороны Ирана и палестинцев в адрес Израиля вполне могут быть реализованы.
«После гибели Исмаила Хании и еще двух проиранских командиров в Бейруте ситуация на Ближнем Востоке резко обострилась. Израилю в последние дни удалось нанести сразу несколько точных ударов по людям, возглавляющим арабское противостояние с еврейским государством. Такие шаги не являются чем-то новым для Тель-Авива, там регулярно наносят ракетные удары по своим врагам в других странах. Достаточно вспомнить удар по иранскому посольству в Дамаске, когда погибли сразу несколько генералов иранского Корпуса стражей исламской революции. Эта политика Тель-Авива во многом направлена на внутреннюю аудиторию. Команда премьера Нетаньяху хочет доказать, что он — сильный лидер, способный защитить интересы страны и обеспечить ей безопасность. Ведь в самом Израиле до сих пор хватает тех, кто публично обвиняет премьера в том, что случилось 7 октября 2023-го», — считает Долгов.
Если говорить о последствиях ликвидации Исмаила Хании, то ответ на это будет и со стороны ХАМАС, и со стороны Тегерана, и многих других сил, которые противостоят Израилю.
«Тем не менее, трудно ожидать расширения конфликта и возникновения новой большой войны на Ближнем Востоке. Никому из влиятельных внешних акторов, включая США, Иран, Турцию и страны Персидского залива, такой сценарий не нужен. «Большая война» против Израиля сегодня не нужна никому, — говорит аналитик. — Но «точечные» ответы на эту акцию будут — возможно, по каким-то значимым объектам или персоналиям в Израиле. Нельзя исключать и массированного удара по территории этой небольшой страны, с гибелью десятков мирных жителей. Ведь она прекрасно простреливается с помощью современных вооружений. Также могут резко активизироваться проиранские группировки вроде «Хезболлы», чьи ДРГ могут проникать на территорию Израиля и совершать там теракты. Вариантов «сурового наказания» Израиля может быть несколько, но нового большого конфликта, скорее всего, не будет».
Долгов напомнил, что израильская разведка работает прекрасно и за Исмаилом Ханией там следили давно.
«Эту атаку можно назвать во многом знаковой. Во-первых, Хания был убит в Тегеране, что призвано показать бессилие иранцев в обеспечении безопасности партнеров даже в собственной столице. Во-вторых, это сигнал другим арабским странам, вроде Катара, где проживают лидеры ХАМАС — что Тель-Авив будет уничтожать их повсюду. Ликвидация Исмаила Хании — это ритуальное убийство, с помощью которого руководство Израиля намерено набрать максимум очков в глазах своего общества. Это такая наглядная демонстрация: "Мы действуем активно, и уничтожаем наших врагов одного за другим"», — заключил Борис Долгов.