Ученые придумали, как научить инопланетян нашему языку с помощью ИИ: опасная идея может привести к порабощению человечества
Pinned onto Новости
Астрофизики Фрэнч Марчис (Институт SETI – учреждение по поискам внеземного разума) и Игнасио Лопес-Франсуа (НАСА) предлагают запустить в глубокий космос ИИ. Пришельцы его найдут, а он их научит по-нашему разговаривать. Это упростит контакт. Статья ученых опубликована в журнале Scientific American. Коллеги астрофизиков в таком же глубоком шоке, как сам космос: вы что задумали-то, остановитесь.
ОТ БАХА ДО ФЕЙЕРБАХА
Послушать контактеров, так пришельцев нашему языку и учить не надо. Выходят из тарелок, и с места в карьер, на диалекте посещаемой местности разговаривают. Телепатически. Но телепатия – это для слабаков. Хотелось бы, конечно, слова ртом. И желательно без акцента.
Нам учить их язык как-то не с руки. Мы – лакомый фрукт на высокой ветке, кто меня сорвет, кто меня съест? Только принц на белом звездолете. Принцу и учить мой язык. Предполагается, что пришельцы-принцы умны, и как-то справятся, но Марчис и Лопес-Франсуа хотят все-таки облегчить инопланетянам задачу.
Для этого надо запустить в космос ИИ – одну из последних моделей. Пришельцы на нее набредут, та их всему научит. Вот, мол, Бах, а вот Фейербах. Что, конечно, подготовит инопланетян к восприятию высочайшей (в этом нет сомнений) земной культуры.
Как все это провернуть, тут у астрофизиков ясности пока нет. Для начала надо выбрать большую языковую модель, сжать ее так, чтобы она не занимала много места. И либо послать в космос по радио, либо записать на диск, и этот диск отправить ракетой. Технологические трудности колоссальны, но оно того стоит:
— Отправляя в космос тщательно подобранные большие языковые модели, мы откроем дверь к беспрецедентному обмену с внеземными разумами, гарантируя, что наше наследие сохранится, — резюмируют они.
То есть это еще и на случай гибели нашей цивилизации. Чтобы поностальгировать потом.
РАДИО СПАСЛО СИБИРЬ
В XIX веке планировали вырыть в Сахаре траншеи в форме геометрических фигур, залить керосином и поджечь. Вариант: вырубить в сибирской тайге геометрические просеки. Тайги и Сахары было, видимо, не жалко. К счастью, скоро изобрели радио, и Никола Тесла даже принял сигнал от марсиан (до сих пор непонятно, что это было).
Так или иначе, все понимали, что языком межгалактического общения может стать геометрия, на худой конец точки-тире: хотя бы понятно, что сигнал искусственный.
В 1962 году наша страна азбукой Морзе послала сообщение на Венеру: «Мир, Ленин, СССР». Это было первое сообщение потенциальным инопланетянам (Венера считалась вроде как обитаемой). А в 1974 году знаменитые астрономы Фрэнк Дрейк и Карл Саган запулили длинное аудиописьмо в сторону звездного скопления в созвездии Геркулеса. В таких скоплениях много звезд, кто-нибудь да примет. Через 25 тысяч лет, правда.
Код придумали похитрее азбуки Морзе. Это 1679 двоичных цифр. Поскольку это число – произведение 73-х и 23-х, пришельцам надо выстроить поле в 73 строки и 23 столбца, и нанести сигналы на плоскость. Смотри не перепутай! Если 73 столбца и 23 строки, ничего не получится.
В случае успеха они увидят фигурку человека, символы чисел от 1 до 10, ДНК, Солнечную систему и прочее. И да, лови не только сигнал, но и момент: передача длится 3 минуты, ухо от наушника оторвал – послание потерял.
Чуть позже станции Вояджер унесли с собой золотые пластинки, где в принципе та же информация, но еще абсолютно голые мужчина с женщиной, что впоследствии осудили, да поздно: летите за орбиту Плутона, подрисовывайте брюки.
Воображаю инопланетян, которые сначала получили золотые пластинки, а потом им прислали ИИ:
— О, за сорок лет они изобрели одежду и искусственный интеллект. Эта цивилизация явно делает успехи. Пошли ее завоюем.
В наши дни к звездам пуляют в основном рекламу. Так, в 2008-м к Большой Медведице полетела реклама чипсов Doritos. А в 2010-м шутники отправили сообщение на вымышленном клингтонском языке – ну, чтобы окончательно всех запутать.
ЯЗЫК ДО АНДРОМЕДЫ НЕ ДОВЕДЕТ
Как видим, мы не так чтобы много раз пытались что-то сказать Космосу, и не очень-то хотим быть понятыми. Причина: нет мотивации. Сами мы ничего из космоса не получаем. Целевая аудитория неясна. Суть послания сформулировать трудно.
Хотя люди способны понимать любые языки без словарей (вас никогда не удивляло, что путешественники прошлого залезали в дикие места, и быстро как-то обживались), люди – это люди. Общее эволюционное прошлое, схожее мышление, наконец, язык жестов, унаследованный нами еще от обезьян – он выручил первых европейцев в Новом свете. А с инопланетянами-то как?
Мы не так чтобы много раз пытались что-то сказать Космосу, и не очень-то хотим быть понятыми.
Фото: Shutterstock.
И тут два варианта. Или принять, что ТА жизнь принципиально непостижима, нечего и пытаться. Или, как биолог Арик Кершенбаум, заявить, что у всего живого во Вселенной – один (в принципе) языковой код.
Киршенбаум со товарищи недавно выпустили книгу «Ксенолингвистика» (дословно «лингвистика иного»), где попытались построить язык пришельцев. Чтение разочаровывающее: хоть бы слово одно инопланетное. Главный посыл: пусть пришельцы не разговаривают звуками, а, например, испускают феромоны, все равно в их сообщениях будет наша логика, завязка, кульминация, и развязка. Негусто.
ЗЛОЙ КОСМОС
Поскольку в новой науке ксенолингвистике наблюдается голяк (простите, физический вакуум – в том числе вакуум идей), Марчес и Лопес-Франсуа и пытаются переложить тяжкую миссию на ИИ. Откуда известно, что ИИ справится лучше? Да ниоткуда. Просто есть подспудное убеждение: ИИ может все. Значит, сможет и научить пришельцев нашему языку.
Оставим в стороне тот простой факт, что пришельцам надо как-то извлечь большую языковую модель из сигнала, понять, что это такое, и как этим пользоваться. Допустим, извлекли и поняли. Но разумно ли учить их тонкостям нашего менталитета и вообще всему, чем богаты, если… они собираются нас завоевать? Это все равно, что посылать карты местности потенциальному противнику. Придите, володейте.
Гипотеза «злого космоса» (в котором хищники рыскают, а мирные сидят тихо) математически очень хороша и объясняет пресловутое молчание Вселенной. Еще прикольнее, если нам придется иметь дело не с живыми существами, а с ИИ, напоминает астрофизик Мартин Риз. В самом деле, если даже мы, слабо развитые, собираемся что-то такое ИИ-шное запустить, те-то чем хуже? Но договориться с роботом будет не проще, чем с автоответчиком.
Риз набросал картину такой машинной цивилизации: она предпочитает невесомость (проще стоить громадные объекты), абсолютный холод (лучше работает электроника), и она не привязана к звездам (а зачем, в вакууме и так много энергии). Главное: их логика (если есть) полностью непостижима для нас, кожаных. Хуже всего, что у такой ИИ-цивилизации нет живых хозяев. Биологические существа, по мысли Риза, трансформируются в ИИ, и эволюция по Дарвину заканчивается. Для нас, думает Риз, она заканчивается примерно прямо сейчас. Возможно, нам осталось два-три биологических поколения. Потом киборги, потом машины.
Если посмотреть с этой стороны (мы посылаем ИИ, чтобы он общался с ИИ), идея астрофизиков кажется уже не такой глупой. Вот только о чем договорятся машины у нас за спиной?
Остается подождать 2025-го года. Ведь именно в этом году, согласно старому прогнозу НАСА (если они о нем не забыли), мы обнаружим разумную жизнь во Вселенной.