Драгоценные и трогательные предметы: распродажа Christie’s «Шедевры Ротшильдов»
Если бы предметы мебели, изобразительного и декоративного искусства действительно могли разговаривать, то рассказы более чем о 600 лотах, представленных на октябрьской распродаже «Шедевры Ротшильдов», состоящей из четырёх частей, в Christie’s New York были бы приятны для слуха.
Если же этого не сделать, то, к счастью, можно положиться на исчерпывающую каталогизацию аукционного дома, которая обеспечит осязаемую связь с художественной и социальной ценностью этих произведений, а также с той ролью, которую они сыграли в истории.
Эти продажи знаменуют собой первый случай, когда предметы из частной коллекции семьи Ротшильдов будут выставлены на аукцион в Северной Америке. Выставленные на торги лоты относятся к французской ветви семьи, которую возглавляли патриарх XIX века барон Джеймс де Ротшильд, писавший: «Нет слишком высокой цены для приобретения истинных шедевров», и его жена Бетти. Их сын барон Альфонс также был важным коллекционером и приобретал сокровища искусства, чтобы пополнить своё наследство. Многие из лотов, представленных на выставке, переходят по наследству.
В коллекции представлены французская мебель, оловянная глазурованная керамика эпохи Возрождения, шкатулки из твёрдого камня, эмали, картины Старого мастера, ювелирные изделия, экзотические серебряные кубки из раковины наутилуса, фарфор и 11 позолоченных кожаных панно с изображением триумфа Давида, которые приписываются последователю Рембрандта. Эти произведения искусства были выставлены в парижских домах Ротшильдов, в том числе в замке Ферьер, построенном в 1855–1859 годах по типу английского загородного дома, но ещё более грандиозного.
Акварель художника XIX века Эжена Лами, изображающая большой зал замка, ярко передаёт роскошные интерьеры резиденции Ротшильдов. Лами был творцом роскоши на бумаге и холсте, а также в трёхмерном измерении. Будучи первым современным декоратором, он помог сформировать богатую атмосферу замка, смешав исторические стили, элегантный текстиль и либеральную отделку из мрамора и позолоты. Такая роскошная, но в то же время комфортная эстетика в сочетании с исключительными произведениями искусства известна сегодня как «вкус Ротшильда» (le goût Rothschild).
Основные моменты аукциона
До того как замок в стиле неоренессанс был передан французскому правительству в 1975 году, он был местом проведения бесчисленных балов и благотворительных мероприятий. На протяжении нескольких поколений семья принимала таких светил, как Наполеон III, Джоаккино Россини, Отто фон Бисмарк, Грейс Келли, Одри Хепберн и Элизабет Тейлор.
Один из самых впечатляющих предметов аукциона — монументальный шкаф из твёрдого камня на пьедестале, отделанный ормолу (позолоченной бронзой), около 1714 года, оцениваемый в $700 тыс.-1 млн. Происхождение этого предмета очень знаменито. Он не только экспонировался в большом зале замка, но и почти наверняка был заказан легендарной флорентийской семьёй Медичи, коллекционировавшей предметы искусства.
Этот итальянский город издавна специализировался на маркетри из твёрдых камней, известном как pietre dure, и его историческая продукция остаётся синонимом знатока. Представленный архитектурный шкаф с панелями из твёрдого камня, отделанными чёрным деревом, демонстрирует великолепные технические способности мастеров.
В нём присутствуют красивые тромпы (оптические иллюзии), богатая палитра и натуралистические мотивы, например, цветочные расцветки, характерные для флорентийской мастерской и патронажа Медичи. Загадочная фигура военного, стоящая в верхней части, и четыре женские аллегорические фигуры на углах шкафа и переднем ящике, которые, как считается, представляют кардинальные добродетели — Стойкость, Справедливость, Благоразумие и Воздержание, — мастерски выполнены и подчёркивают pietre dure.
Просматривая каталоги продаж, можно встретить восхитительную мебель, предметы искусства (трёхмерное декоративное искусство) и предметы искусства, заполнившие несколько резиденций, — всё это навевает мысли о Ротшильдах. Оцениваемая в $50-80 тыс. канапе из букового дерева с позолотой эпохи Людовика XV, или роскошная кушетка, является великолепным примером стиля рококо, украшенного раковинами, завитками, пальмовыми листьями и цветочными гирляндами.
Авторство этого живого, но сбалансированного изделия принадлежит гениальному резчику мебели XVIII века. Канапе имело потенциально аристократическое и королевское происхождение, прежде чем попасть в коллекцию Ротшильдов. Оно прекрасно сочетается с набором из пяти подушек из пурпурного бархата с металлической вышивкой, который имеет явную патину и находится в нижней части спектра продаж, оцениваемого в $1 тыс.-2 тыс. Внимательное прочтение каталога подчёркивает очарование ткани, поскольку она, вероятно, датируется XVII веком.
Конфискованное искусство
Ряд работ, представленных на распродаже, не просто отражают художественные достижения человечества, но и являются пикантным напоминанием о тёмной стороне истории. Во время Второй мировой войны, когда нацисты оккупировали большую часть Франции, они разграбили или украли произведения искусства. По данным нынешнего Министерства культуры Франции, было конфисковано около 100 тыс. произведений искусства. Многие из них были вывезены из страны и помещены в хранилища: Среди мест хранения — австрийские соляные шахты Альтаузее и замок Нойшванштайн в Баварских Альпах. Многие вещи Ротшильдов были разграблены, вывезены в эти места и возвращены в 1946 году подразделением союзных памятников изобразительного искусства и архивов.
Среди примеров конфискованного имущества — ювелирные изделия, декоративная посуда и другие экзотические предметы, которые собирались по образцу «кунцкамеры» (шкафа диковинок). Мода на шкафы и даже целые комнаты, в которых выставлялись драгоценные предметы, зародилась в XVI веке среди европейских княжеских семей и была воспринята Ротшильдами, в частности бароном Альфонсом. Звёздный лот, оцениваемый в $200 тыс.-300 тыс., — большой «Римский портрет императора Клавдия с камеей из сардоникса», датируемый 41-54 годами нашей эры.
Камея — это техника резьбы, при которой рисунок вырезается на фоне часто контрастного цвета. В данном образце три слоя: оранжево-коричневый, используемый для изображения эгиды императора и дубового венка; белый тон для профиля в три четверти и ленты; и более тёмный оранжево-коричневый фон. Позднее эта древнеримская камея была вставлена в оправу XVI века из эмалированного золота с ажурными цветами и завитками, авторство которой приписывается немецкому ювелиру.
Среди предыдущих владельцев драгоценного камня — два самых известных английских коллекционера глиптики, или гравированных драгоценных камней: 2-й граф Арундел и 4-й герцог Мальборо. Ожидается, что этот лот, извлечённый из соляных шахт Альтаузее, благодаря дополнительному происхождению от Ротшильдов, вызовет оживлённые торги.
Ещё одна драгоценность Ротшильдов, найденная на австрийских рудниках, — «Французский золотой знак Святого Михаила и дракона с бриллиантами и эмалью эпохи Возрождения» с оценкой $80 тыс.-120 тыс. Знаки с изображением ордена Святого Михаила, старейшего французского рыцарского ордена, встречаются крайне редко. Этот исключительный лот — один из всего шести сохранившихся экземпляров. Святой Михаил изображён с поднятым мечом, стоящим над убитым драконом. Чеканка по золоту на крыльях святого создаёт иллюзию перьев. Бриллианты, украшающие фигуру и меч святого Михаила, позволяют предположить, что значок, который мог носиться на шляпе, имеет королевское происхождение.
Среди других предметов, небольших по размеру, но важных по значению, которые были взяты на соляные копи, — «Пара овальных супниц из севрского фарфора зелёного цвета, крышка и подставка», оцениваемая в $30 тыс.-50 тыс. Французская Севрская мануфактура была ведущим производителем фарфора в Европе в середине и конце XVIII века и некоторое время принадлежала королю Людовику XV.
Её продукция славилась техническим и художественным блеском. Эти предметы, которые могут быть связаны с большим сервизом с зелёным фоном, также выставленным на аукцион, расписаны мотивами цветов и фруктов, которые обрамлены перевязанными лентами пальмами и позолоченными шлейфами цветов. Даже финтифлюшки крышек имеют восхитительные детали, принимающие форму артишоков и овощей. Эта группа датируется примерно 1762 годом.
Коллекция керамики
Посуда, датируемая ещё более ранним периодом, была собрана Ротшильдами и впоследствии реституирована. Доминик Симпсон, старший международный консультант Christie’s по европейской керамике, говорит:
«В XV веке в Европе преобладала испано-мавританская керамика, за которой в XVI веке последовала итальянская майолика. В коллекции Ротшильда есть важные репрезентативные образцы обоих этих периодов».
Оценивается в $25 тыс.-35 тыс. «Большое испано-морское фаянсовое блюдо синего цвета с блеском» — это декорированная керамика из Валенсии, Испания. Динамичный лиственный узор расположен вокруг коронованного орла, эмблемы императора Священной Римской империи. Поверхность блюда покрыта смесью оксидов меди, которая придаёт ему глянцевый блеск. Овальное блюдо «Монументальный герб Италии из майолики Istoriato» 1560-х годов оценивается в $70 тыс.-100 тыс. Оно было изготовлено для видного кардинала одним из самых известных владельцев майоликовых мастерских. На лицевой стороне блюда изображены пять эпизодов из походов Юлия Цезаря, дополненные декоративными масками, гротесками, эскулапами, медальонами и мотивами яиц и дротиков. Задняя часть не менее замысловата.
Редкие лувесьенские стулья
Из замка Нойшванштайн: «Пара позолоченных ореховых кресел эпохи позднего Людовика XV» — прекрасные стулья 1770–1771 годов, принадлежавшие мадам дю Барри, любовнице Людовика XV; позже она была гильотинирована во время Французской революции. Эти кресла стояли в её замке Лувесьенн, подаренном королём. Соответствующая королевская оценка составляет $600 тыс. -1 млн. Они были заказаны, помимо прочих предметов, Луи Делануа, одному из самых известных «менюизаторов» (плотников) своего времени, который специализировался на мебели для сидения. Эти стулья, принадлежащие Ротшильдам, являются редкими сохранившимися образцами лувесьенского гарнитура. На них сохранилась оригинальная обивка из бледного шёлка, расшитая голубыми, розовыми, зелёными и жёлтыми цветами и листьями. Дерево богато украшено резьбой в неоклассическом стиле с изображениями роз, подсолнухов, олеандров, пинеконов и листьев аканта. Вероятно, эти стулья использовались бароном Альфонсом в салоне его парижского дома, где были установлены настенные панели, также принадлежавшие дю Барри во времена её пребывания в Лувесьенне.
Резиденции Ротшильдов, принадлежавшие нескольким поколениям, наполненные этими сокровищами, представляли собой триумфальное «гезамткуншверк», или «полное произведение искусства». Аукционы «Шедевры Ротшильдов» позволят новым семьям стать хранителями лотов, выставленных на продажу. Цены на лоты различны, но независимо от того, участвует ли человек в торгах или нет, каждый может восхититься широтой художественных достижений коллекции и поразмышлять над трогательными историями отдельных предметов.
Мишель Пластрик — арт-консультант из Нью-Йорка. Пишет на различные темы, включая историю искусства, рынок искусства, музеи, художественные ярмарки и специальные выставки.