Как «расшить» российско-китайские финансовые проблемы
Несмотря на усилия Пекина и Москвы в решении навалившихся из-за вторичных санкций проблем по взаимным переводам, ситуация только ухудшается. Вначале крупные банки стали брезговать юанями из России. Ныне даже мелкие региональные банки стараются либо затягивать проводку платежей, либо вообще отказываются брать свою же национальную валюту. Эксперты говорят о 95–98% китайских банков, играющих в эти игры. Конечно, способы обхода запретов есть: «нормальные герои всегда идут в обход» через третьи страны, но это затрудняет и значительно удорожает продукцию братского китайского народа, столь необходимую сейчас стране. Между тем современные технологии, в частности блокчейн, вполне способны снять остроту проблем. А может, и решить их кардинально.
Валюта «зависла»
Есть и другие сложности. Большинство системообразующих российских банков отключены от системы международных платежей SWIFT. ЦБ РФ, предвидя такой вариант развития событий, разработал и запустил российский аналог SWIFT – Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Сегодня через неё проходит почти 100% финансовых сообщений внутри страны. К системе присоединилось больше 160 нерезидентов из 20 стран. Однако Евросоюз подсуетился и ввёл санкции против СПФС. Теперь европейским компаниям нельзя использовать СПФС и её аналоги за пределами России.
Всё это приводит к значительному сокращению поступлений столь необходимой, как и сто лет назад, валюты в страну. Как отмечает ЦБ РФ, «российский бизнес продолжает испытывать проблемы с получением валюты за вывезенные из страны товары из-за ужесточения американских санкций и массовой блокировки платежей».
В июле российские компании увеличили «иностранные активы» ещё на 4, 7 млрд долларов, а с начала года они достигли 44, 6 млрд, отчитался ЦБ РФ в оперативной статистике по платёжному балансу. Значительная часть этой суммы связана «с усложнением цепочек международных расчётов», пишет Центробанк в своём комментарии. Из-за проблем с платежами, указывает он, у бизнеса формируется «дебиторская задолженность» – то есть навес из вовремя не полученных средств. При общей сумме экспортных доходов экономики, которые ЦБ оценил за январь–июль в 239 млрд долларов, это весьма значимая часть. И в этой неприятной ситуации может помочь блокчейн.
Спасение утопающих – в цифровизации
Для начала давайте разберёмся, что такое вообще блокчейн и с чем его едят. Блокчейн – технология, которая позволяет сохранять и передавать данные в виде последовательности связанных блоков. Каждый блок содержит определённую информацию, хеш блока и хеш предыдущего блока (см. Справку «АН»). Получается связанная цепочка блоков. При изменении информации в каком-либо из блоков меняется его хеш, то есть образуется новая цепочка блоков.
При этом блокчейн – это распределённый реестр хранения информации, то есть информация об изменениях хранится одновременно на всех компьютерах, учитывающих биткоин, так называемых участников пула, и это не позволяет искажать информацию. Ведь множество участников, которые сотрудничают между собой для обработки и подтверждения операций, должны проверить и добавить к себе новые блоки. Если они не проходят проверку хеша всей цепочки, то отклоняются. То есть нет одного главного «хозяина тайги», который мог бы незаметно изменить какой-либо блок или целую цепочку блоков.
Запомним главное: блокчейн – это достаточно безопасная своеобразная цифровая тетрадь или книги бухучёта, в которых записи неизменны благодаря механизму хеширования – уникальному набору буквенных и цифровых символов, где изменение одного символа влечёт изменение в других блоках. Главное преимущество блокчейна – в его прозрачности, потому что каждый может ознакомиться с информацией внутри блоков, но никто не в силах её изменить или уничтожить.
Одной из возможностей блокчейна является создание приватных блокчейнов, которые позволяют организациям и компаниям вести свою деятельность без доступа третьих лиц к их данным. Это особенно важно для финансовых институтов, которые могут использовать приватные блокчейны для обеспечения безопасности своих транзакций.
На технологии блокчейна основан майнинг (см. Справку «АН») различных криптовалют. Того же биткоина, например. Дело это сложное, требующее знаний программирования на языках высокого уровня, очень энергоёмкое и материально затратное. Не для рядового человека, прямо скажем.
Друг наш стейблкоин
Проблема, причём основная, криптовалют – это волатильность курса. Тот же биткоин скачет как заяц. Но уже придуманы более стабильные крипты. Например, стейблкоины, криптовалюты, чья стоимость привязана к вечным «ценностям» – таким активам, как доллар или евро. Они могут быть использованы для проведения трансграничных платежей, обеспечивая быстрые и надёжные транзакции.
Обеспечение для стейблкоинов играет ключевую роль в их стабильности и безопасности. Это позволяет пользователям доверять этим криптовалютам и использовать их для проведения различных финансовых операций. Помимо фиатных денег (т.е. валюты, обеспечение которой гарантируют не материальные ресурсы, а государство, её выпустившее) в качестве обеспечения можно использовать и физическое золото, нефть, газ с понятным местом хранения и подтверждённым аудитом.
Например, участники торгового взаимодействия договариваются о создании приватного блокчейна для осуществления взаиморасчётов на базе своего же стейблкоина. В качестве обеспечения эмитированных монет в этой сети могут выступать как валюты на их счетах, так и имеющиеся у них другие физические ресурсы (что должно быть более предпочтительным). Гарантом наличия обеспечения назначается общий для всех участников орган (банк или аудитор), который имеет возможность проверить соответствие эмитированных монет наличию соответствующего ресурса, поясняет профессор МГУ Михаил Слипенчук. Таким образом, блокчейн открывает новые возможности для обеспечения экономической безопасности, включая использование приватных блокчейнов, цифрового рубля, стейблкоинов и обеспечения для них. Эти инновации необходимо дополнительно исследовать, начиная с небольших пилотных проектов, для улучшения безопасности и эффективности финансовых операций, особенно в сфере трансграничных платежей.
Цифровой рубль – это ещё один пример того, как блокчейн-технология может быть использована для обеспечения экономической безопасности. Цифровая валюта, выпущенная Центральным банком, может упростить проведение трансграничных платежей и сделать их более безопасными.
По мнению профессора Слипенчука, возможно, имело бы смысл также создание специализированной биржи, торгующей производными от блокчейн-технологии, или создание такого направления при уже существующих в России биржах. «Самое сложное и в то же время самое необходимое, – это создание возможности перехода из криптовалют в фиатные и наоборот. Таким образом можно вывести на свет операции с существующего чёрного рынка, объёмы которого глобальны», – отмечает он.
Справка «АН»
Хеш – это криптографический термин, уникальная строка символов, полученная после применения специальной хеш-функции к определённым входным данным. Процесс хеширования – это преобразование произвольных данных в набор символов фиксированной длины, что создаёт уникальную «подпись» для этих данных. Уникальность такой подписи можно сравнить с уникальностью отпечатка пальца человека. При изменении входных данных меняется и хеш, возникает новая цепочка блоков, что позволяет зафиксировать изменения.
Майнинг (добыча) криптомонет, в частности биткоина, – это, по сути, решение сложного математического уравнения, в котором каждому математику, справившемуся с ним, вручается приз – coin (монета). Себестоимость любой монеты зависит от стоимости электричества, оборудования и сложности задачи. Так как для майнинга требуются специальные высокопроизводительные компьютеры, поглощающие в огромных количествах электроэнергию, специалисты и высокоскоростной Интернет, то в одиночку срубить криптомонет практически невозможно. Поэтому современные «старатели коинов» объединяются в пулы.
Основных блокчейн-пулов, рассчитывающих формулы, несколько. По данным Coin Dance на февраль 2023 г., три крупнейших майнинговых пула для биткоина – Foundry USA Pool (22, 96% от всей вычислительной мощности сети), F2Pool (18, 65%) и AntPool (16, 5%). Согласно White paper («Белой книге», или своду законов) биткоина, ни один майнер или группа майнеров не должны контролировать более 51% вычислительной мощности сети, чтобы сохранить децентрализацию криптовалюты.
Кстати, английские названия крупнейших пулов не случайны. По данным крупнейшего оператора майнинговых дата-центров и импортёра майнингового оборудования в России компании BitRiver, лидером в мире по майнингу криптовалют являются США с 3–4 ГВт мощностей. На втором месте мы, Россия, с 1 ГВт. В десятку крупнейших по майнингу стран также вошли государства Персидского залива (700 МВт), Канада (400 МВт), Малайзия (300 МВт), Аргентина (135 МВт), Исландия (120 МВт), Парагвай (100–125 МВт), Казахстан (100 МВт) и Ирландия (90 МВт).
Самые популярные криптовалюты – биткоин, эфириум, солана, но их может быть любое количество. К этим механизмам придумываются и привязываются различные проекты, под которые эмитируются другие монеты – так называемые альткоины.