Совокупность суперстимулов
В чарующем мире птиц, ув. друзья, существует две основные группы – птицы выводковые, которые высиживают уже готовых самостоятельно питаться мелких, и птенцовые, вьющие гнёзда с голыми неоперившимися “даааааааай!”
Особняком стоят т.н. сорные куры Австралии, которые вообще никого не высиживают и забивают на вылупившихся, но мы сегодня не о них.
Так вот: многие годы орнитологов занимал вопрос, как папы и мамы запоминают, какие разверстые из гнезда вопящие клювики они уже кормили, а какие ещё нет.
Они нашли ответ: папы-птицы и мамы-птицы этого не запоминают. Просто у более сытых птенцов от клювов отливает кровь, и они бледнеют, становясь, грубо говоря, из оранжевых жёлтыми (даже если птенец по-прежнему ревёт как солист польского ВИА Behemoth).
Естественным образом данный механизм поддаётся взлому, которым пользуются, например, кукушата, самые знаменитые гнездовые паразиты – у них клюв самый оранжевый.
Это называется “суперстимулом”, который, хочешь не хочешь, пинает птицу на деяния. В итоге крошечные малиновки прилетают кормить огромных кукухов, в несколько раз больших их по размеру.
…Так вот: на днях один из ув. друзей, имеющий по работе дело с представителями крупного и среднего отечественного бизнеса, поделился недоумением на предмет 50-летних мужиков, которые приходят на консультации со словами “я развожусь, потому что ЛЮБЛЮ не могу, вот моя избранница”, и предъявляют карикатурных дам, описываемых в русском обиходном языке в терминах выпечки и десерта (пельмени на лице, арбузы несколько ниже и выглядывающий из-под мини пирожок – я очень прошу прощения, но из песни слов не выкинешь).
Чем они думают?
Они не думают. Они реагируют на совокупность суперстимулов, и у них за жизнь не выработалось навыков, чтобы суммировать их и создать общее впечатление. Там, где человек здорового человека видит карикатуру на “золотодобытчицу”, 50-летние гавроши с миллионами видят просто кучу суперстимулирующих их сигналов.
Количество людей, способных суммировать и приводить свои впечатления хоть в какой-то порядок, никогда не бывает велико и вряд ли когда-нибудь будет велико – поскольку для того, чтобы это делать, необходимы соответствующие культурные навыки, а такие навыки не могут быть переданы людям никем, кроме авторитетных для них персонажей.
А поскольку мы живём в эпоху, когда найти авторитетов, зарабатывающих на сдерживании, куда трудней, чем людей, зарабатывающих на стимулировании – результат таков, каков он есть.
Материал: https://t.me/vmarahovsky/3116