ИАЦ "Кабар". Свет и тени судебной реформы в Кыргызстане
В Кыргызстане предпринимаются меры по реформированию судебной системы. Были разработаны законопроекты, касающиеся Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданско-процессуального кодексов, Закона «О статусе судей», а также не имеющий аналогов на постсоветском пространстве Кодекс о проступках и целый ряд других нормативно-правовых актов. Был также сформирован Совет по отбору судей.
Однако инициатива по реформированию судебной системы еще не достигла ожидаемых результатов.
КНИА «Кабар» обратилось к главному техническому советнику ПРООН по Верховенству права Лючио В.Сарандреа, являвшимся одним из разработчиков судебной реформы в Кыргызстане, а также местному эксперту, заслуженному юристу Кыргызской Республики, экс-замминистру юстиции КР, государственному советнику юстиции 3 класса Султангазы Касымову, чтобы они внесли ясность в данный вопрос.
- Власти считают, что судебная реформа остановилась на полпути, что на Ваш взгляд мешает скорейшему проведению реформ в данной системе?
Лючио В. Сарандреа: Нужно признать, что любая реформа общественной жизни страны - это очень сложный и длительный процесс, и судебная реформа отнюдь не исключение. По моему мнению, сложность судебной реформы заключается в двух причинах: во-первых, в нее вовлечено очень много институтов, во-вторых, данные институты не связаны какой-либо иерархией. Судебная система должна оставаться независимой в интерпретации законов.
Султангазы Касымов: Судебная реформа была призвана внести такие изменения в судебно-правовую систему республики, чтобы обеспечить свободный доступ к правосудию, предоставить достаточную возможность субъектам правоотношений защищать легальным способом свои права и законные интересы.
По-моему, непоследовательность и половинчатость реформирования обрекает судебную систему и судопроизводство на застой и даже деградацию.
Очевидно, что до завершения реформы в Кыргызской Республике судебной системы еще далеко. Вопросов пока больше, чем ответов. И существующее состояние дел по-прежнему нельзя назвать идеальным. Сегодня зачастую встречающаяся неспособность судебной власти справляться с поставленными перед ними задачами парализует обеспечение населения доступной судебной защитой нарушенных прав. И поэтому подрывает веру людей в законность и правосудие, а значит и в государственность.
Существуют и другие острые вопросы. Многих граждан не удовлетворяет организация работы судов, имеются претензии к судам по поводу длительности сроков разрешения дел. Эти проблемы не изучаются и не обсуждаются на должном уровне, поэтому затруднительно ожидать кардинальные изменения ситуации.
Кроме того, за последние десятилетия большая часть судебного корпуса обновилась. На смену судьям со стажем и опытом пришли неопытные, не имеющие должной практики юристы, чем обусловлено немало ошибок при рассмотрении дел. Свои надежды на укрепление судейского корпуса мы связываем с совершенствованием отбора кандидатов на судейские должности.
- Чего добилась власть в процессе реформирования судебной системы?
Лючио В. Сарандреа: Я считаю, что уже предпринят ряд важных шагов в процессе судебной реформы, например, по части отбора судей, где также участвовали представители гражданского общества. Также необходимо отметить наличие понимания важности и необходимости построения сильного правого государства. Разумеется, этого недостаточно, и мы все должны работать над дальнейшим усовершенствованием правовой системы, согласно конституции страны.
Султангазы Касымов: Сегодня судебная власть в Кыргызской Республике обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Законодательно закреплены основополагающие юридические, материальные и организационные гарантии самостоятельности судов, независимости, неприкосновенности и несменяемости, демократический порядок назначения судьи на занимаемую должность, освобождение судьи от должности, прекращение его полномочий.
Установлены всеобщая обязательность вступивших в законную силу судебных актов и недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия. За два прошедших десятилетия Кыргызской Республике удалось значительно продвинуться на пути построения правового государства, немыслимого без эффективной защиты прав и свобод граждан.
- Что надо сделать, чтобы судебная ветвь власти была по-настоящему независимой?
Лючио В.Сарандреа: Необходимо предпринять много мер для построения действительно независимой судебной системы в Кыргызстане, также как и во многих других странах. Я бы начал с улучшения бюджетной части, повышения квалификации сотрудников, а также с поддержки системы Адвокатуры и Прокуратуры. Также хочу подчеркнуть, что независимость судебной системы означает, что данная ветвь власти имеет полное право и возможность независимо, без страха и влияния со стороны, толковать законы, но и она, также как и все другие институты, является зависимой и подотчетной Законам, также как и все граждане.
Султангазы Касымов: Высокий статус судьи – принятие судебных решений от имени государства – конституционно обеспечивает права и обязанности, гарантирует независимость и неприкосновенность, привлечение к ответственности, в том числе и к уголовной, только в порядке, определяемом Конституцией Кыргызской Республики. Прежде всего, необходимо остановиться на проблемах назначения судей.
Все чаще в СМИ говорят, что многие судьи недобросовестно выполняют свой служебный долг, нарушают дисциплину. Советуют даже вернуться к выборам судей местных судов. Считаю, что такие высказывания недостаточно обоснованы. Независимость судей обеспечивается, прежде всего, тем, что их назначение осуществляется на самом высоком уровне, Президентом страны.
- На Ваш взгляд, какие поправки необходимо внести в законодательство, чтобы продвинуть реформирование судебной системы?
Лючио В.Сарандреа: Организация Объединенных Наций в партнерстве с другими донорами продолжает работать по поддержке пакета законопроектов в рамках судебной реформы, которые на данный момент находятся уже в Парламенте. Все они очень важны, но особенно хотелось бы отметить новый закон о Гарантированной государственной юридической помощи, новый проект Уголовно-процессуального кодекса, Уголовного кодекса. Первый закон предусматривает расширение доступа к правосудию, особенно для уязвимых слоев населения.
В сентябре, Генеральная Ассамблея ООН приняла программу “17 Целей в области Устойчивого развития”, которая определяет деятельность нашей организации на следующие 15 лет. 16-я цель - это “содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях”. Мы будем продолжать свою деятельность по достижению данной цели.
Султангазы Касымов: Судебная реформа в Кыргызской Республике направлена не только на укрепление судебной власти, обеспечение независимого и компетентного правосудия, но и на совершенствование механизма судебной ответственности. В последние годы в судах и гражданском обществе достаточно много обсуждают пределы судейской ответственности по причинам некомпетентности, предвзятости или коррумпированности.
Проблема, которая здесь поставлена, требует глубокого и всестороннего исследования. Дело в том, что юристы (ученые, теоретики, не имеющие практического опыта) сетуют на отсутствие специализированной подготовки судей в ВУЗах республики, низкий уровень профессионализма претендентов на соответствующие должности.
Многие юристы «широкого профиля», отвечающие в целом высоким формальным требованиям, предъявляемым к судьям, тяжело адаптируются к специфике судебной работы. Подавляющее большинство судей и кандидатов не имеют даже общих представлений о судебной технологии и элементах ее составляющих. Все это свидетельствует о недостатках в научном исследовании данной проблемы и, следовательно, об отсутствии научно-методической базы для профессиональной подготовки, переподготовки судей и повышения их квалификации.
- Что конкретно необходимо сделать, чтобы изжить коррупцию в судебной системе?
Лючио В. Сарандреа: Борьба с коррупцией является задачей каждого из нас, не только сотрудников правоохранительных органов. Разумеется, нужно много работать над механизмом предотвращения коррупционных явлений посредством принятия соответствующего законодательства, но также необходимо улучшать правовую культуру и уважение к принципам верховенства права.
Государство без коррупции - это не то государство, где законы пуленепробиваемые от взяток, а то, где граждане верят в ценность уважения законов. Было много раз доказано, что коррупция вредит всем, делает всех беднее, но все же она существует. Тем самым мы должны работать над улучшением правовой культуры граждан, и в этой связи я очень воодушевлен новым проектом Министерства юстиции. Процесс нелёгкий и небыстрый, но построение поистине демократического государства неизбежно проходит через такой процесс.
Султангазы Касымов: Вопрос решения запущенности кадровой системы, безответственности и компетентности является наиболее чувствительным и значимым.
ИАЦ «Кабар»
Эрмек Абдрисаев, Мирлан Алымбеков