Генерал Го Цзыи служил у четырёх императоров династии Тан
Однако генерал Го Цзыи из династии Тан — уникальная фигура в истории Китая: он служил при четырёх императорах — Сюаньцзуне, Сузуне, Дайцзуне и Дэцзуне — и дожил до 85 лет.
Когда последний император, которому он служил, взошёл на трон, он удостоил Го Цзыи титула «Шанфу», что можно перевести как «Почтенный отец». Этот редкий и очень уважаемый титул означал, что император считал Го Цзыи отцом, показывая глубокое доверие и почтение, которое император испытывал к нему. Когда Го лежал на смертном одре, император послал своего сына, принца Ли И, лично навестить его.
Жизнь Го Цзыи была отмечена беспрецедентной благосклонностью императорского двора, о чём бесчисленные министры и генералы могли только мечтать. Как же Го Цзыи удалось добиться столь высокого уважения, не вызывая подозрений и недовольства, и в конце концов спокойно умереть от старости?
Ключ к разгадке кроется в его осторожном характере, мастерстве умеренности и исключительно терпимом и щедром мышлении — редкое достижение.
Преодоление опасностей придворной ревности
В декабре 767 года во время второго года правления императора Дайцзуна могила отца Го Цзыи была осквернена, но виновных так и не поймали. Многие подозревали, что это дело рук евнуха Ю Чаоэна, который ревновал Го к императору. Юй Чаоэн клеветал на Го и препятствовал его назначениям. Го Цзыи хорошо знал о вероятной причине этого инцидента. Встретившись с императором, Го в слезах сказал:
«Я долгое время занимался военными делами, но так и не смог предотвратить подобный бандитизм. Солдаты иногда разрушали и чужие могилы. Это моя ошибка, знак божественного возмездия, а не человеческой злобы».
Придворные министры опасались, что Го может вызвать беспорядки, были глубоко впечатлены его ответом. Го Цзыи понимал, что стабильность государства гораздо важнее его личных обид. Его образ мыслей, не испорченный высоким статусом и властью, стал примером нравственности.
Строить близкие отношения, сохраняя осторожность
Когда Го Цзыи принимал у себя дома придворных, наложницы обычно присутствовали, символизируя близость, которую он испытывал к своим гостям. Этот жест был направлен не на демонстрацию своего богатства, а скорее на отношение к гостям как к членам семьи, что способствовало установлению прочных связей с чиновниками. Однако, когда к нему пожаловал придворный чиновник Лу Ци, Го быстро отослал наложниц и принял Лу Ци с серьёзным видом.
В Китае усилились репрессии последователей Фалуньгун. Мужчину приговорили к 4 годам тюрьмы
После ухода Лу Ци семья Го спросила, почему он повёл себя так по-другому. Го объяснил:
«Лу Ци очень некрасив и очень чувствителен к этому. Он бы затаил обиду, если бы мои наложницы увидели его и засмеялись. Хотя сейчас он мелкий чиновник, наша семья может оказаться в большой опасности, если в будущем он получит власть. Мои действия были направлены на то, чтобы пощадить его чувства и защитить нашу семью».
И действительно, когда Лу Ци впоследствии стал премьер-министром и отомстил многим, он не тронул семью Го Цзыи, подтвердив осторожную прозорливость Го.
Баланс силы и скромности
Способность Го Цзыи терпеть и понимать людей распространялась даже на императора. Однажды он рекомендовал кандидата на должность в местном правительстве, но император его не одобрил. Подчинённые Го были возмущены, чувствуя, что император проявляет неуважение к Го, который был ключевой фигурой в возрождении династии. Они жаловались:
«Другие губернаторы утверждают свои назначения, а император отказывает вам. Это оскорбление!»
Го Цзыи рассмеялся и объяснил:
«Вы не понимаете. Император боится этих губернаторов, потому что они командуют армиями и могут взбунтоваться, если их просьбы будут отклонены. Но меня он не боится, потому что видит во мне доверенное лицо. Это означает, что я действительно в фаворе у императора».
Такие доводы убедили его подчинённых.
Наследие верности и умеренности
10 июня 781 года Го Цзыи скончалась в возрасте 85 лет. Император Дэцзун глубоко скорбел, приостановил на пять дней придворные дела и издал прокламацию, восхваляющую и поминающую Го. Император и его министры посетили резиденцию Го, чтобы выразить своё почтение, а сам император плакал у ворот Анфу, прощаясь с ним. И в жизни, и в смерти Го Цзыи почитали безгранично.
Во «Всеобъемлющем зеркале для помощи в управлении» Сыма Гуан высоко оценил Го Цзыи такими словами:
«Его достижения были ошеломляющими, но император никогда не сомневался в нём. Он занимал самое высокое положение среди подданных, но его сверстники не завидовали ему. Он вёл роскошную жизнь, но люди не критиковали его».
Такая оценка очень справедлива.