Российский уполномоченный при ЕСПЧ пояснил, что отказ от метадоновой терапии не нарушает статьи Европейской конвенции по правам человека
В мае 2015 года Европейский суд по правам человека инициировал дело по жалобам трех россиян к властям РФ за отказ российских медиков провести им курс излечения от наркомании путем опиоидной замены. Лечение на основе принципов полного отказа от потребления наркотических веществ они расценили как нарушение 8-й и 14-й статей Европейской конвенции по правам человека. Заявители пожаловались на неэффективность, с их точки зрения, лечения наркозависимости в Российской Федерации, отказавшей им в лечения с использованием метадона, и, кроме того, по мнению заявителей, власти РФ виновны в том, что все трое истцов не смогли получить образование, трудоустроиться, создать и сохранить семьи.
Об этом сообщил уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин на Международном съезде организаций, осуществляющих лечение и социальную реабилитацию наркозависимых больных на основе принципов полного отказа от потребления наркотических веществ, который прошел в Москве 2 декабря. Вместе с жалобами были представлены международные нормативные документы Всемирной организации здравоохранения и ООН, на которые опиралось обвинение. Однако именно содержание этих документов убедительно доказывает, что запретом опиоидной заместительной терапии Российская Федерация не нарушила никаких международно-правовых обязательств. Прежде всего, документы, на которые ссылаются заявители, носят не обязательный, а рекомендательный характер. В частности, в документе совместной позиции ВОЗ управления ООН по наркотикам и преступности объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу заместительно-поддерживающей терапии ведения пациентов с опиоидной зависимостью высказано предложение использовать метод заместительной терапии, в том числе и метадоновой, в совокупности с иными методами лечения от наркотической зависимости. Однако никаких упоминаний, что полный отказ от наркотиков является нарушением прав человека, с точки зрения ВОЗ или ООН, в документе, разумеется, нет. К тому же тот документ содержит оговорку о том, что ВОЗ и управление ООН по наркотикам не гарантирует, что содержащаяся здесь информация является полной и правильной. Более того, в документе о заместительной терапии сеть уточнение, что его авторы не несут ответственности за вред, причиненный в результате ее использования.
Россия и другие суверенные государства вправе самостоятельно принимать решения следовать или нет актам ВОЗ рекомендательного характера, сказал Матюшкин, а также самостоятельно определять концепции лечения заболеваний в пределах своих территорий. Все государства обладают широким полем возможностей в данной сфере, что полностью соотносится с подходами, сложившимися в ЕСПЧ. В Российской Федерации сложилась своя легитимная система методов лечения и реабилитации наркозависимых людей на основе полного отказа от потребления наркотических средств, и уверенность в успешном применении этих методов лечения и реабилитации обусловлена многолетним опытом наркологов, высокими показателями ремиссии, многочисленными научными трудами, изобретениями и разработками. Кроме того, российское медицинское общество активно сотрудничает с европейским сообществом, и многие лекарственные препараты для лечения наркомании в России применятся и за рубежом.
Георгий Матюшкин обратил внимание участников съезда на то, что прецедент с жалобой поднимает сложнейшие, глубоко медицинские вопросы, в том числе о выборе и оценке методов лечения наркомании, воздействии на здоровье психоактивных веществ с метадоном, показателях ремиссии, смертности и т.д. Уполномоченный России при ЕСПЧ выразил надежду, что Европейский суд не допустит отклонения от практики и не будет выражать свое мнение относительно того, какое лечение является необходимым и надлежащим в том или ином государстве, а в данном случае — в Российской Федерации.
Тема выбора методов лечения и реабилитации наркозависимых лиц является весьма чувствительной и важной для каждого, кто желает жить в свободном, суверенном и демократическом государстве, сказал он. Дискуссии, посвященные этому вопросу, активно набирают темп, причем, одновременно с развитием стратегии борьбы с наркоманией, в обсуждении этой темы все сильнее звучит общественный диалог. Так, в процесс рассмотрения жалобы вовлечены российские, иностранные и международные организации, являющиеся противниками опиоидной терапии.
В заключение Матюшкин отметил, что опиоидная терапия — это только один из методов лечения наркомании, разрешенный в ряде стран Европы. При этом существует множество других методов лечения наркотической зависимости, которые доказали свою эффективность и могут быть применимы на практике. Каждая страна, сказал он, вправе самостоятельно регулировать этот вопрос.
Специальный представитель генерального директора ВОЗ Гаик Никогосян добавил, что обсуждаемая проблема касается не только общественной безопасности, но и международного здравоохранения, с учетом темпов глобализации и размывания границ проблемы и связанного с ней международного сотрудничества. В связи с этим, сказал Гаик Никогосян, в настоящее время между ВОЗ и Российской Федерацией налажено серьезное взаимодействие по многим отраслям здравоохранения, и эта область не станет исключением.
Проясняя позицию ВОЗ по вопросу лечения наркотической зависимости, координатор программы ВОЗ по алкоголю и наркотикам Владимир Позняк подчеркнул, что с позиции общественного здравоохранения система оказания помощи людям, зависимым от наркотиков, может считаться эффективной, если она позитивно влияет на здоровье популяции в целом, способствует снижению смертности, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, снижает скорость распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов. Наркотическая зависимость, прежде всего, поражает людей молодого возраста, поэтому очень важно, чтобы эффективность и охват лечением были максимальными на уровне всей популяции. Такой подход предполагает многокомпонентную систему оказания помощи, способную охватить значительною часть населения, страдающую наркотической зависимостью, а также использовать те методы, которые имеют доказанную научную эффективность. Во всех документах ВОЗ подчеркивается необходимость подобной системы, включающей фармакотерапию, психосоциальные терапевтические методы, раннее вмешательство и реабилитацию.
Из фармакологических методов лечении опиоидной зависимости наиболее изученными являются методы заместительной терапии, которые также применяются и при никотиновой зависимости, в то же время это всего лишь один из компонентов многокомпонентной системы оказания помощи наркозависимым, применяемых в некоторых странах. В настоящее время ВОЗ осуществляет систематическую оценку эффективности разных методов лечения наркотической зависимости, включая психосоциальные и реабилитационные методы, группы самопомощи и терапевтические сообщества, психосоциальные воздействия. Очень скоро эти результаты исследований будут представлены мировому сообществу. Конченой целью лечения наркотической зависимости всегда является полный отказ от употребления психоактивных веществ, сказал Владимир Позняк, однако не всегда и не на всех этапах лечения эта цель достижима. Поэтому, с точки зрения ВОЗ, необходимо развивать разнообразные методы лечения, которые будут эффективны на определенных этапах на пути к полному освобождения от наркотиков.
Проблема наркомании является одной из самых серьезных проблем не только для России, но и для всего человечества, добавил заместителем председателя Государственной Думы РФ Сергей Железняк, поэтому обсуждение распространения лучших практик, которые связаны с лечением наркомании и реабилитацией наркозависимых принципиально значимо для любого государства. В следующем году пройдет специальная ассамблея ООН, которая будет обсуждать проблемы наркомании, профилактики и борьбы с наркотической угрозой. И важно, чтобы та позиция, которая прозвучит от лица РФ, была бы услышана. Понятно, что каждое из государств находит свое решение в борьбе с наркоманией, но множество организаций в других странах считают наиболее результативной для себя стратегию полного отказа от потребления наркотиков
«Мы противостоим огромной, жестокой машине наркомафии, — сказал Сергей Железняк, — получающей преступные доходы за счет жизни миллионов людей по всему миру. И поэтому только объединив усилия всех стран, их государственных органов, специалистов и общественных организаций, мы сможем достигнуть позитивных результатов».