Секреты культовых советских мультфильмов: «Крокодил Гена»
Чем режиссёра-мультипликатора очаровала работа в зоопарке, с кого «срисованы» любимые персонажи и как шахматы помогли сочинить песни для «Чебурашки» и «Шапокляк».
Чебурашка — фигура поистине легендарная. В советские годы он был и эмблемой «Союзмультфильма», и героем самых забавных детских анекдотов. Сейчас он — талисман российских спортсменов, один из символов России, герой самого кассового семейного фильма последних лет и суперзвезда мирового масштаба. Однако мультфильм, подаривший зрителю образ трогательного создания с огромными ушами, даже не содержал имени этого героя в названии: вышедший на экраны в 1969 году, назывался «Крокодил Гена».
Удивительно, но режиссёр Роман Качанов, один из основоположников советской кукольной анимации, решил экранизировать сказочную повесть Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» вовсе не из-за симпатичных главных героев. Качанову приглянулся причудливый мир, созданный Успенским на страницах замечательной детской книжки. «Мне понравился город, в котором без всяких условий жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке» , — рассказывал Качанов в своём очерке «Серьёзность доброго смеха».
«Крокодил в зоопарке работает крокодилом, представляешь!» — с восхищением рассказывал Качанов коллегам. По воспоминаниям редактора «Союзмультфильма» Натальи Абрамовой, Роман не начинал работать над произведением, пока не влюблялся в него. А обаяние «Крокодила Гены и его друзей» стремительно покорило режиссёра.
Благодаря этому сценарий — с юмором, близким и детям, и взрослым, и чудесными репликами, которые вскоре стали крылатыми — был написан быстро. С документом на шесть машинописных страниц пришлось обойти несколько инстанций в Госкино: даже в таком безобидном произведении нашлось, на что обратить внимание. Цензуру, например, несколько смутило, что неизвестный науке зверь вступает в пионеры — опасались, что зритель не поймёт. Обошлось, однако, без значительных правок.
Значительно больше времени потребовалось на разработку визуальных образов главных героев. На тот момент уже существовало несколько версий иллюстраций к повести Успенского, однако авторам мультфильма нужно было нечто иное — как минимум потому, что они задумали именно кукольный фильм. Разрабатывать образы кукол для «Крокодила Гены» поручили Леониду Шварцману, ранее работавшему с Качановым над мультфильмами «Потерялась внучка» и «Варежка».
Работа над одним только Чебурашкой заняла около двух с половиной месяцев — половину подготовительного периода. Задача была не из простых, ведь Успенский описывал Чебурашку так: «Невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру». При этом глаза плюшевого зверя должны были быть жёлтыми, как у филина, голова — круглой, «заячьей», а хвост — как у маленького медвежонка. При этом на иллюстрациях к первому изданию повести хвост Чебурашки напоминал беличий… «Как же долго он ускользал от нас! Слишком уж необычен» , — вспоминал Шварцман.
В итоге Леонид Аронович практически полностью отказался от описаний Успенского. Глаза художник сделал не совиными, а детскими — с большими чёрными зрачками. И придумал огромные трогательные уши: «Постепенно они начали по ходу работы увеличиваться и сползать по сторонам головы, как у человека. Они росли от эскиза к эскизу, пока не превратились в два флага его души», — рассказывал Шварцман в интервью. А когда кукла была готова, уже на этапе съёмок кукловоды-аниматоры предложили укоротить Чебурашке ножки, оставив одни ступни — чтобы работать с Чебурашкой было удобнее. Режиссёр согласился, и так герой стал ещё милее.
Сам Эдуард Успенский, поясняя «происхождение» Чебурашки и его диковинного имени, вспоминал случай в гостях: маленькая дочь его друга примеряла пушистую цигейковую шубу, и постоянно падала, запинаясь о длинный подол. После очередного падения её отец воскликнул: «Вот чебурашка, опять чебурахнулась!». Так появилось не только имя персонажа: «Это маленькое беспомощное существо с огромным воротником и было первым родничком, из которого в конце концов появился Чебурашка» , — вспоминал Успенский. А специально для вступления к повести писатель придумал «детскую» версию про бракованную игрушку, которую любил в детстве.
Реальные прототипы для персонажей «Крокодила Гены» использовали и Успенский, и Шварцман. Например, писатель признавался, что Старуху Шапокляк во многом списал со своей первой жены — «дамы, вредной во всех отношениях». А художнику Шапокляк напоминала самого Успенского. При этом некоторые детали её гардероба Шварцман «позаимствовал» у своей тёщи, а характер, движения и жесты — у женщин, работавших со Шварцманом на «Союзмультфильме». С одной стороны — несколько обидно, с другой — сложно спорить с тем, что старушка — самый стильный персонаж мультфильма.
Чего стоят одни только ретро-элементы в костюме Шапокляк: приталенный силуэт, жабо, оборки, белые манжеты, сумочка… «Как только начал рисовать отпетую хулиганку — сразу возник аромат XIX века. Это время мне близко во всех отношениях. Я вспомнил друзей своих родителей. В 20-е годы таких старушек с сумочками в виде металлических коробочек с крохотными замками ещё можно было увидеть на улицах» , — делился Леонид Шварцман в интервью.
С крокодилом Геной, протагонистом мультфильма, который пытается найти друзей по объявлению, всё складывалось куда проще, чем с Чебурашкой. Шварцману было достаточно упоминания о том, что, уходя из зоопарка, тот надевает костюм и шляпу: у художника моментально сложился образ респектабельного джентльмена, продуманный вплоть до галстука-бабочки и трубки. Успенский, в свою очередь, однажды признался, что «списал» характер крокодила Гены с композитора Яна Френкеля.
Голоса Гене и Чебурашке подарили Василий Ливанов и Клара Румянова, ранее вместе работавшие над «Малышом и Карлсоном». А Шапокляк озвучил Владимир Раутбарт, в первую очередь известный зрителю по эпизоду на экзамене в фильме « Операция „Ы“ и другие приключения Шурика ». Как вспоминал в одном из интервью Ливанов, они с Румяновой много импровизировали в студии звукозаписи — так, что режиссёру Роману Качанову приходилось время от времени их прерывать. А музыку к «Крокодилу Гене» — в том числе песенку Шапокляк «Хорошими делами прославиться нельзя» — написал Михаил Зив.
???????
Смешной и уютный «Крокодил Гена» так полюбился аудитории, что два года спустя, в 1971-м, вышло продолжение — «Чебурашка». Мультфильм открывается песней, которая стала шлягером: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», — поёт крокодил Гена, и сразу несколько поколений зрителей точно знают, как ему подпеть. Эту песню — как и всю музыку к этому и последующим советским мультикам о Гене и Чебурашке — написал уже Владимир Шаинский.
Для того, чтобы Шаинский сочинил подходящую песню, Роману Качанову пришлось заставить его играть в шахматы. После того, как композитор представил режиссёру несколько мелодий, показавшихся тому слишком «мудрёными», Качанов заявил: «Начинать сочинять музыку надо тогда, когда рациональное начало отсутствует, когда все строится на правом полушарии» . И усадил Шаинского за шахматную доску.
После пяти серьёзных партий Шаинский сел за пианино. Первую предложенную мелодию режиссёр назвал «чепухой», вторую — «ерундой». Затем композитор вышел из себя и, заявив, что у Качанова очень примитивное мышление, стал одним пальцем наигрывать простенькую мелодию. Которая впоследствии и стала шлягером.
???????
Написать текст песенки предложили редактору «Союзмультфильма» Александру Тимофеевскому. Изначально первый куплет начинался так: «Пусть непогода и день осенний наводят скуку, сулят беду. А мне не грустно, ведь день рождения всего лишь раз в году…». Получившиеся строки Шаинский и Качанов одобрили не сразу. И на помощь вновь пришли шахматы. «Песню уже отдали в производство, но вдруг Шаинский всех переполошил: стихи не подходят, надо срочно переделать! Мы были у режиссёра. Вдруг они оставили меня на кухне и заперли. Сами сели играть в шахматы. Они сыграли 10 партий. За это время новый вариант был готов» , — рассказывал Тимофеевский.
К песне «Голубой вагон», звучавшей в продолжении «Чебурашки», мультфильме «Шапокляк», вышедшем в 1974-м, текст написал уже сам Эдуард Успенский. В этой серии, как и в предыдущей, на вокальных партиях Василия Ливанова, озвучивавшего Гену, «подменял» Владимир Ферапонтов — однажды сорвав голос, Ливанов обрёл свой уникальный тембр, но после этого совершенно не мог петь.
Последним советским «сиквелом» «Крокодила Гены» стал мультфильм «Чебурашка идёт в школу», вышедший в 1983 году. Однако на этом приключения обаятельных героев не закончились: позднее Эдуард Успенский написал ещё несколько произведений, где появлялись Гена, Чебурашка и Шапокляк. Но настоящую «вторую жизнь» они получили за рубежом: в 2009 году японский режиссёр-мультипликатор Макото Накамура снял ремейк «Крокодила Гены», сохранив эстетику советской кукольной мультипликации.
??????????????
Вскоре появился и сериал — многосерийный мультфильм «Cheburashka Arere» («Это что за Чебурашка?»). А в 2013-м Накамура вновь вернулся к полюбившимся героям, обновил альманах о похождениях Гены и Чебурашки и смонтировал в полнометражный мультфильм специально для российского кинопроката.
Игрушки и сувениры, музеи и памятники, полнометражные 3D-ремейки и аниме-сериалы, символика и айдентика — Чебурашка и его друзья, без сомнения, культовые фигуры в истории мультипликации — добрые и незабываемые. Главное теперь — не забыть тех, кто подарил нам этих персонажей и их простые, полные юмора истории.