«Ширинская рублевка»
Каково жить по соседству с плесенью?
Морозы до минус 31 градуса, ударившие в ноябре в Хакасии, как нельзя лучше испытали качество новых домов для погорельцев. Итог оказался неутешительным: мало кто из новоселов сегодня может похвастать комфортным проживанием на своих квадратных метрах. Хотя такие счастливчики есть.
Однако десятки семей из Шира до сих пор не могут заехать в свои новые хоромы. Те же, кому все-таки посчастливилось отпраздновать новоселье, вздыхают: «На такие деньги (40 тысяч рублей за квадратный метр – «ШАНС») можно было построить и лучше, и теплее».
Элита на бездорожье
Возведенный специально для погорельцев микрорайон Иткуль на въезде в Шира со стороны Абакана в народе называют не иначе, как местной «Рублевкой». Оно и понятно: если смотреть издалека, то мини-поселок смотрится очень даже прилично: одинаковые аккуратные домики на склоне горы в несколько рядов, похожие земельные участки. По местным меркам – красота.
Но стоит подъехать ближе: впечатление кардинально меняется. Вместо дорог здесь – замерзшее бездорожье. Даже на вездепроходимой «Ниве» тут довольно непросто передвигаться.
Куда и как поплывет этот район курортного поселка весной – одному Богу известно.
Впрочем, сегодня не об этом. В поисках хоть одной живой души поднимаемся на самую верхнюю улицу с приятным названием Мирная. Около одного из домов замечаем мужчину. Гражданин, едва услышав вопрос, с улыбкой на лице начинает рассказывать, мол, жилье хорошее, теплое, и он, если бы не апрельский пожар, до сих пор бы проживал в доме без удобств.
Как выясняется в ходе разговора, строительство дома хозяин не только контролировал, но и сам участвовал в нем. Именно поэтому у него, в отличие от соседей, есть подполье. В целом квадратные метры не приносят проблем: осенью с помощью тепловой пушки он хорошенько просушил их.
Важно отметить: это единственный встретившийся нам в тот день человек, который сказал, что на 100% доволен качеством подаренных хором.
Ночной хлопок
К сожалению, разделить настроение соседа не может Сергей Мусорин. В ночь с 19 на 20 ноября в котельной его дома на стыке лопнула труба.
– Давайте по порядку, – предложил Сергей Васильевич и остановился у первой двери. – Она закрывается не так, как хотелось бы. Ее бесполезно утеплять, потому что она изначально установлена неправильно.
Чтобы ее закрыть, требуется приложить немало усилий. Но они в конечном счете оказываются абсолютно бесполезными, поскольку сверху зияет щель шириной почти в сантиметр. О тепле в тамбуре, через который можно попасть в котельную и в дом, говорить не стоит. Стоящая на окне квашеная капуста в банках уже давно представляет собой один сплошной кусок льда. Насквозь промерзли и другие овощи, хранящиеся здесь.
– Контролировал по монометру, все было нормально. Бросил последнее полешко и пошел спать. Около 23 часов рвануло так, что я подскочил, – рассказывает хозяин. – По идее, здесь должен стоять спускной клапан, который отражает лишние избытки давления. Пришлось всю воду из системы сливать. Вызвал подрядчика – «Черногорск отделстрой». Если сегодня проблема не будет решена, я вторую ночь по определению не смогу ночевать в таких условиях. Придется дом закрыть, опечатать и принимать какие-то кардинальные меры.
На момент нашего визита дом без отопления стоял около 12 часов. Внутри было ненамного комфортнее, чем в продуваемом сквозняком тамбуре. Входная дверь снизу промерзла до приличного слоя льда. Лед был и на окнах: если стеклопакет просто «плакал», то пластик по бокам оказался замурован в полусантиметровую «корку».
С потолка 24 часа в сутки в этом доме капает вода, а если правильнее – конденсат. Из-за этой «капели» обои стали отходить от стены. В центральной комнате они уже отваливаются.
– Унитаз шатается, окна вытирать не успеваем. Как мне объясняли, мы плохо их закрываем. Что значит плохо? – не понимает Сергей. – Все дверные короба шатаются. До Нового года может продержатся, а потом, наверно, разрушаться начнут. Вот здесь в прихожей на стенах, а потом и на одежде начала появляться плесень. Пришлось перестирывать все и в комнату вешалку переносить. Дальше перечислять? Ни на межкомнатных дверях, ни на двери в кочегарку нет ручек.
Дом Мусорина сдавался одним из последних. И, как считает хозяин, все, что было некачественное – установили именно здесь.
– То смеситель с сорванной резьбой установили, то неработающий водонагревательный бак. Качество дверей и окон – сами видите, – сетует мужчина.
23 ноября, мы созвонились с Сергеем. Гражданин рассказал, что отопление ему 20 ноября все-таки сделали.
– Но теперь почему-то пропадает давление в системе. Приходится постоянно подливать воду. Про утечку я ничего не могу сказать определенного, но она где-то есть, и меня это настораживает. Нет уверенности и в том, что тэн функционирует нормально. Что касается дверей, ворот, окон и прочего – заверили, что на следующей неделе займутся этим вопросом, – рассказал погорелец.
Только начало?
В доме у Татьяны Александровой – повышенная влажность. Несмотря на то, что котел они кочегарят практически круглыми сутками, окна «плачут» в режиме нон-стоп. Сколько раз и через какой промежуток времени их приходится протирать – девушка сказать затрудняется, но добавляет: «Очень часто». Несколько дней назад к этой головной боли добавилась еще одна – «дождь» с потолка.
– Это только начало, – предполагает глава семейства.
– Прямо на новую мебель капает, – сокрушается Татьяна. – Обои стали отваливаться. Причем мы покупали их на свои деньги. Нам сказали: купите сами, мы вам деньги вернем. Написали заявление на возврат, но нам отказали.
Супруги признаются: надеяться ни на кого, кроме самих себя, они больше не могут, поэтому начали самостоятельно устранять «недоделки».
– Ванна не была прикручена, но это мелочи. Начал сам кафель класть, – показывает мужчина. – Дверь в кочегарку шатается. На саморезы прикручена. Посмотрите, посмейтесь.
Кстати, входная дверь и в этом жилище промерзает насквозь. Чтобы от нее не тянуло холодом, под порог было брошено стеганое одеяло.
– Топим дровами. На днях заказали вторую машину. Сколько топимся? Месяца полтора. Обычно кочегарим с семи утра до часа ночи. Когда просыпаемся, в доме уже прохладно, – говорит хозяйка. – Очень быстро выстывает. Страшно от того, что морозов пока сильных не было.
Котел, в отличие от тех, что стоят в других домах, у Александровых большой и хороший. По их словам, таких на весь Шира было всего штук 10.
– Наш дом обошелся государству (без двух тысяч) в три миллиона, – говорят владельцы. – На эти деньги мы могли двухэтажный коттедж построить и все пристройки.
Один ответ – матрас
Татьяна Александрова рассказывает: живут они, по сравнению с другими, хорошо. Например, квадратные метры по соседству пустуют до сих пор. Хозяйка вместе с восьмилетним сыном сейчас снимает квартиру в Абакане и ждет, когда же ее дом будет наконец-то доведен до ума.
– Мы знаем друг друга хорошо. Она оставила нам ключи, чтобы мы протапливали, – объясняет женщина и ведет коротким путем через щель в заборе. – Смотрите, у них перед домом незакрытый септик. Осенью во время дождей он наполнился, и вся вода пошла в дом через унитаз.
На этот же участок можно водить экскурсии и показывать «гениальные» находки рабочих по устранению серьезных проблем. Например, щель под фундаментом, через которую проходят коммуникации, предприимчивые работяги утеплили своими же матрасами.
Оставшиеся «спальные» места так и продолжают лежать в одной из пустующих комнат.
Дело в том, что утепление труб в проект якобы не входит. Именно из-за этого в нескольких домах в Шира (не только в микрорайоне Иткуль) вода уже перемерзла. Что же будет, когда придет настоящая сибирская зима и начнутся крещенские морозы?
Кстати, здесь же, в канаву около дома, осенью провалился автомобиль строителей. Это к вопросу о том, что будет твориться здесь весной.
– По интернету даже гуляет фотография. Машина какая-то белая, – говорит Татьяна и отмыкает входную дверь. – Смотрите: вздутый котел. Он такой был сразу. Колосники привезли дня три назад, и мы начали сразу топить. Единственное, что экстренно переделали, – заменили трубы. С прежних бежало сильно.
Сыростью пахнет и здесь. Чтобы как-то просушивать помещение, соседи принесли «ветродуйку». Но, несмотря на эти меры, грибок завоевывает все большее пространство на стенах.
– У нас дома он тоже появляется. Его хорошо выводит перекись, – делится опытом Александрова.
«Суслик»
А вот Елена с плесенью не борется. Единственное, что она делает, – время от времени протирает. Но результата, как нам довелось увидеть, эти действия не приносят.
Весь каркас ее входной двери покрыт цветущей персиково-зеленой растительностью.
Кто-то из гостей хозяйки прямо на природном налете написал слово «суслик». Возможно, автор хотел этим сказать, что здесь люди мерзнут так же, как и этот зверь, выбравшийся из норки.
Хозяйка, хоть и находилась в не совсем бодром состоянии, но уже усердно топила печь.
– Холодно. Линолеум постелен прямо на бетонный пол. Никакого утеплителя под ним нет, – жалуется женщина.
Еще одна ярчайшая особенность ее дома в том, что септик расположен на соседской территории, так же, как и на ее земле находится чужая канализация. Получается, прежде, чем вызвать специализированную машину для откачки, нужно согласовать этот вопрос с соседями.
Абсурд, да и только.
Фото автора