Почему Россия пересилит Турцию
Владимир Путин и Реджеп Эрдоган наносят друг другу удары как пара равных по силам гладиаторов, но в той торговой войне, которую один спровоцировал, а другой начал, победить может только Россия.
На первый взгляд, реакция Москвы на действия Турции, сбившей на прошлой неделе российский бомбардировщик, была экономическим безумием. Когда подвергшаяся санкциям экономика вводит санкционные меры против важного торгового партнера, который никаких санкций против нее не применял, это выглядит как бег больного пневмонией по снегу.
Международные санкции, введенные в прошлом году после российской аннексии Крыма сначала США и Евросоюзом, а затем Японией, Канадой, Швейцарией, Австралией и Норвегией, оказали свое изнуряющее воздействие.
Из-за запрета на предоставление государственным банкам долгосрочных кредитов курс рубля упал с 35 до 66,2 за доллар, что вынудило центробанк потратить в прошлом году 90 миллиардов долларов, или почти четверть своих резервов, на поддержание рубля и сдерживание оттока капитала.
Спустя несколько месяцев обрушились цены на нефть, наполовину уменьшив главный источник доходов России и вызвав спад, который в условиях нового кризиса может только усилиться.
Более того, ЕС также ввел запрет на деловые операции с российской оборонной отраслью, нанеся тем самым двойной удар по главному промышленному источнику доходов Путина. Во-первых, российская оборонка лишилась традиционных клиентов типа Польши, которая нуждается в запасных частях для своих МиГ-29, а во-вторых, потенциальных новых покупателей, таких, как Иран и ряд африканских государств, на которых ВПК России стремится произвести впечатление.
По этой причине уничтожение Су-24 невыносимо для Путина не только в политическом отношении, но и в коммерческом. Когда весь мир наблюдает, как объятый пламенем российский самолет падает на землю, сбитый истребителем западного производства, это сулит России катастрофу на рынке вооружений.
На самом деле, Су-24 — тяжелый бомбардировщик, не предназначенный для воздушного боя со сбившим его маневренным F-16. Но решения о закупках оружия зачастую принимают политики, слабо знакомые с военным делом. И увиденные на прошлой неделе видеокадры могли их ошеломить.
Ущерб, нанесенный престижу российского оружия, подчеркивает то, как ситуацию с Турцией расценивает Кремль. А он считает, что Эрдоган бросил вызов имперским устремлениям Путина. Вывод Путина прост: Турция должна за это поплатиться. То, что такая расплата также чревата большими издержками для России, это нормально, так как Турция несомненно заплатит больше.
Читать целиком