Водяной лёд на Луне: ключ к будущим космическим миссиям. Но для его добычи нужна международная координация
На Луне до сих пор таится множество загадок, связанных с её ресурсами. Основной темой обсуждения является вопрос о наличии водяного льда на южном полюсе Луны, пригодного для сбора и переработки в кислород, водород и другие необходимые вещества, включая ракетное топливо.
Программа NASA Artemis рассматривает эту возможность как ключ к устойчивому присутствию человека на Луне. Предполагается, что лунный водяной лёд находится в «холодных ловушках» — постоянно затенённых регионах (PSR). Этот ресурс, наряду с другими лунными ресурсами, может помочь создать самодостаточную космическую экономику. Однако прежде необходимо провести разведку Луны, чтобы оценить потенциал южного полюса.
Клайв Нил, эксперт по исследованию Луны и профессор гражданского и экологического строительства и наук о Земле в Университете Нотр-Дам, недавно представил идею первой Международной кампании по разведке лунных ресурсов на Международном геологическом конгрессе 2024 года в Пусане (Южная Корея).
13 потенциальных локаций посадки для миссии NASA Artemis 3 на южном полюсе Луны. Источник: NASAПо мнению Нила, необходимо формализовать эту задачу, чтобы привлечь специалистов и сделать её серьёзной. Для этого требуется целенаправленная и скоординированная кампания лунных миссий. Ресурсный потенциал Луны должен быть количественно оценён, — утверждает он.
Нил также подчёркивает, что термин «ресурс» в лунном контексте часто используется взаимозаменяемо с термином «резерв», что приводит к путанице. Согласно определению Геологической службы США, резерв — это часть выявленного ресурса, из которой пригодный для использования минерал может быть экономически и законно извлечён на момент определения.
В настоящее время финансируются и разрабатываются 30 роботизированных лунных миссий, ещё 16 предложены, но пока что не профинансированы. Нил подчёркивает, что смысл кампании заключается в том, чтобы не создавать новые миссии, а использовать уже существующие данные.
Лунные миссии будут собирать различные наборы данных, им необходима структура для координации между миссиями, включая миссии Китая и России. Реализация ILRPC (International Lunar Resource Prospecting Campaign, Международная кампания по разведке лунных ресурсов) требует неправительственной организации, утверждает Нил.
Текущие и запланированные миссии демонстрируют международный интерес к региону южного полюса Луны. Например, NASA Lunar Reconnaissance Orbiter выполняет расширенные научные задачи, включая изучение летучих веществ в полярных регионах.
Кроме того, планируются новые миссии, такие как NASA Lunar Trailblazer, который будет оценивать форму, количество и распределение воды на Луне, а также круговорот воды на Луне с помощью теплового и инфракрасного картирования лунной поверхности.
Нил подчёркивает, что любая кампания по оценке или разведке лунных ресурсов должна носить международный характер, поскольку ни одно космическое агентство не будет иметь достаточно денег или полномочий для её проведения в одиночку. «Здесь наука и исследования объединяются. Если наука и исследования идут рука об руку, выигрывают все», — сказал Нил.