«Русский мир» покидает Латинскую Америку
Владимир Путин потерпел очередное чувствительное геополитическое поражение. Если быть точнее, не сам президент России, а его концепция многополярного мира с островками суверенных режимов с сильными правителями во главе, которая не приживается ни в одном уголке Земного шара.
Коммунисты и социалисты Венесуэлы, разделяющие взгляды нашего гаранта Конституции на международное право, сокрушительно проиграли парламентские выборы. Таким образом, двадцатилетний левый эксперимент Уго Чавеса в 2018-м году рискует подойти к концу. Под контролем проамериканских либералов оказалось две трети местного парламента, что серьезно осложнит и без того непростое бюджетное планирование в боливарианской республике, переживающей экономическую катастрофу, рядом с которой нынешние трудности России – мелкие неурядицы. Под вопросом оказывается вся латинская политика нашей страны, роль центрального звена в которой принадлежала почти союзному Каракасу. С "красным лидером" этой страны мы торговали оружием, строили инфраструктуру, вместе осваивали новые месторождения нефти. Со всем этим в обозримой перспективе Москве придется попрощаться по самым объективным причинам.
Главной предпосылкой электоральной трагедии латинских левых стал обвал нефтяных котировок. Наверное, нет ни одной страны мира, социальная политика которой была бы столь зависима от сверхдорогого барреля. Национализировав энергетический сектор, покойный Чавес получил безотказный рычаг перераспределения средств в экономике. Президент повышал зарплаты, пенсии и стипендии, полностью содержал системы образования и здравоохранения, раздавал бесплатное молоко бедным и жилье квалифицированным рабочим. Не жалел он денег на сильную армию и помогал союзникам по континенту, не считая нужным вкладываться ни в новые отрасли промышленности, ни в развитие самого нефтяного сектора.
С таким подходом даже 100 долларов за баррель не гарантировали благополучного существования. Пустые полки, "кастрюльные бунты", галопирующая инфляция (50-100% в последние три года) – все это начало напрягать местный электорат после первой волны экономической рецессии.
Эффективного социализма с человеческим лицом по состоянию на 2015-й год построить не удалось. Бюджет планируется сверстать с рекордным дефицитом – 24% национального ВВП. Покрыть его, кроме как за счет эмиссии (включения печатного станка), не представляется возможным. Сам валовой продукт, по данным МВФ, просел на 10%.
С такой статистикой Мадуро и его товарищи были обречены на поражение. Даром, что Каприлес и его либералы едва ли справились с ситуацией лучше. Левые всего мира в шоке. Каких-то 5 лет назад в "красных таблоидах" звучали бравурные заявления о мировом социалистическом реванше, который вот-вот накроет всю планету. А он не просто не накрыл… зачах во цвете лет!
В Аргентине "леваки", устроившие второй дефолт за 15 лет, сдали президентский дворец правым республиканцам во главе с Маурисио Макри. Раскачивается кресло под коммунисткой Дилмой Русеф, режим которой обвиняют в коррупции и экономическом тупике.
Под большой вопрос ставятся перспективы других латинских "красных проектов". С высокой долей вероятности сойдет на "нет" партизанское движение на севере Колумбии. Левые радикалы ФАРК, потеряв лидера Мануэля Маруланду, стали податливыми и готовыми к компромиссу. Боливия Эво Моралеса была "бедным родственником" Венесуэлы, получая энергоносители то по бросовым ценам, а то и вовсе бесплатно вместе с сотнями миллионов долларов братской помощи. На тех же правах существует социализм Даниэля Ортеги в Никарагуа и кубинский коммунистический альма-матер братьев Кастро. Последние, осознав, что дело "труба", взяли курс на сближение с США и перестройку, которая закончится демонтажем самого романтического и овеянного легендами режима. Больших надежд с Россией Гавана больше не связывает. Хотя кремлевская пропаганда предпочитает об этом не говорить, по инерции относя все перечисленные страны к зоне потенциального влияния.
Для Москвы поражение Мадуро означает целый каскад негативных последствий: неподписанные оружейные и энергетические контракты, возможное присоединение подконтрольных Вашингтону стран Латинской Америки к экономическим санкциям и Транс-Тихоокеанскому партнерству, которое закроет доступ на рынки независимым игрокам без нужных сертификатов качества продукции. Проиграв сирийский и иракский театры Белый дом берет убедительный реванш там, где его позиции последние 20 лет были весьма непрочными.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько