Остались ли хоть какие-то права у женщин при новом режиме в Афганистане?
Если раньше люди только задавились вопросом: «А что будет с правами женщин, когда талибы (запрещенное в РФ движение) придут к власти?», то сейчас они собственными глазами могут увидеть ответ. С приходом власти Талибана в Афганистан девочки, девушки, женщины – все представительницы слабого пола не нашли другого способа, кроме как просто считаться с происходящим… Но с чем им приходится мириться?
Приход Талибана к власти
Последние десятилетия талибы постепенно расширяли зону своего влияния. Когда 16 августа 2021 г. президент Афганистана Ашраф Гани бежал из страны, Кабул был триумфально занят талибами. Неопределенность будущего афганских женщин пропиталась страхом и отчаянием.
На данный момент талибы активно показывают миру в социальных сетях, что они «изменились». На переговорах в Дохе, создавая себе респектабельный имидж, они говорили о равных правах для мужчин и женщин. Они сыпали обещаниями о работающих женщинах и учащихся девушках, сопровождая каждое из них небольшой оговоркой – «насколько разрешает ислам». Единственная надежда женщин Афганистана – это помощь международного сообщества, которое после неудачной военной компании, длившейся более 20 лет, даже не обращает на них внимания, зализывая свои наболевшие раны.
Картинка, нарисованная талибами, и реальность
Несмотря на более-менее толерантные заявления талибов касательно прав женщин, реальность кардинально отличается от рисуемого от их слов образа. Начнем с того, что каждый полевой командир насаждает свои жесткие правила, например, полное закрытие школ для девочек. Представление талибов о допустимом и недопустимом в исламе с точки зрения морали и нравственности радикально искажено. Девушек, которые хотят учиться, забивают камнями, бьют плетью и отрубают конечности. Выйти на улицу они могут только в сопровождении мужчины, принадлежащего ее семье. У них забрали все: свободу воли, слова и передвижения.
Официальный представитель Талибана игнорирует все сообщения о закрытии школ, принудительном увольнении женщин и их закрытию дома. Он рассказывает об уважении к правам женщин, продолжает раздавать обещания, в которые уже никто не верит.
На данный момент государства, сворачивающие свое присутствие в Афганистане, надеются на заинтересованность талибов в экономической помощи или хотя бы международном признании. Любая возможность воздействия на Талибан будет использована для создания механизма влияния, который позволит ввести точечные санкции и поставить свои условия для оказания помощи под четким руководством инструментов ООН: Совет Безопасности, Международный уголовный суд, договорные органы, Миссия по содействию Афганистану.
Другой проблемой является наличие политической воли. Феминистические внешнеполитические повестки разных стран, включая Швецию и Канаду, которые активно участвуют в делах Афганистана, тревожно замолчали от тяжести ужаса женщин под триумфальной властью талибов. В 2011 году The Washington Post опубликовала статью, которая говорила об исключении из американских программ поддержки прав женщин. Один из чиновников даже сравнил женщин с бестолковыми игрушками, которые мешаются под ногами. После этого финансовая помощь Афганистану со стороны Америки в данном вопросе сократилась с почти 17 млрд до 3 млрд долларов за 11 лет (2010-2021).
Позор для всего мира
Уже на протяжении долго времени в Афганистане Махбубу Серадж яро боролась за женское равноправие. После прихода Талибана к власти в одном из интервью ее спросили, что бы она хотела сказать международному сообществу. Ее ответ заставил многих задуматься:
«Я хочу сказать – позор. Я говорю это всему миру – позор вам всем. После 20 лет свободы девочки и женщины Афганистана, для которых воспоминания о талибах было страшной сказкой, трясутся от ужаса и безвыходности, неумолимого уничтожения их светлого будущего».
Действия талибов по отношению к женщинам ни капли не изменились с 2001 года. Тот период свободы, когда девушки могли работать, учиться, заниматься любимыми делами и спокойно гулять по улицам города, подталкивает жительниц Афганистана бороться за свою жизнь и надеяться на помощь извне, так как своими силами здесь они справиться не могут. У международного сообщества мало необходимых инструментов влияния, но подставить плечо помощи в борьбе за свободу человека (независимо от пола) – это самое малое, что в сложившейся ситуации можно сделать.