Идеологический манифест трампистов — "10 принципов Вивека"
Недавние дебаты в США породили много комментариев на меняющийся политический ландшафт в США и Запада в целом. Мы должны отслеживать эти тенденции. Особенно интересен манифест республиканского политика Вивека Рамасвами, бывшего кандидата в президенты, ныне уступившего Трампу эту роль. Рамасвами выразил в своем манифесте из 10 пунктов трампизм как таковой. В конце заметки, когда вы прочитаете принципы и комментарии к ним (отсюда) я объясню, почему нам надо приветствовать эти "принципы".
1. Бог реален.
На протяжении веков это утверждение объединяло подавляющее большинство американцев, даже когда нация переходила от пуританства в стиле Новой Англии к теологически разнообразному ландшафту церквей, мегацерквей, домов собраний, храмов, синагог и мечетей. Верно и то, что на протяжении многих лет скептики и неверующие высказывали свои противоположные мнения. И хотя сейчас идет борьба с «гражданской религией» и несектантскими проявлениями религиозной веры, такими как надпись «In God We Trust» на американской валюте или даже против капелланов в вооруженных силах, американцы все равно избирают таких людей, как Джимми Картер и Джордж Буш, которые носят свою религию на рукаве.
Последние данные опроса PRRI указывают на ослабление религиозного участия американцев в этом столетии. Среди молодых людей стало гораздо больше тех, кто открыто исповедует отказ от религии, «нетитульных». Однако в 2022 году Гэллап сообщил, что 81 процент американцев верит в Бога. Несмотря на многочисленные разрывы и нюансы в данных, в итоге получается, что значительное большинство американцев по–прежнему согласны с обобщенной первой истиной Рамасвами.
2. Существуют только два пола.
Это ответ на новые взгляды на гендерную изменчивость и растущее число молодых людей, проходящих гормональную терапию и трансгендерную хирургию. Часто отмечают, что если для изменения отношения американцев к расовым и гражданским правам потребовались десятилетия, то принятие и легализация однополых браков произошли быстро. Лишь в последние несколько лет вопросы трансгендерности вышли на передний план общественных дебатов. В некоторых штатах и школьных округах пропаганда транссексуалов быстро стала государственной политикой. Но что же на самом деле думает американский народ? В шквале опросов и исследований стоит обратить внимание вот на какой факт. Число американцев, ответивших на вопрос Pew, что «принадлежность человека к мужскому или женскому полу определяется полом, присвоенным при рождении», растет. В 2017 году этот показатель составлял 54 процента. В 2022 году 60 процентов ответили, что пол «присваивается при рождении». В этом году Gallup добавил, что «большее большинство американцев (69%), чем в 2021 году (62%), считают, что спортсмены–трансгендеры должны иметь право выступать только в тех спортивных командах, которые соответствуют их полу при рождении. Аналогичным образом, меньшее число американцев одобряет возможность трансгендерных спортсменов играть в командах, соответствующих их нынешней гендерной идентичности, — 26 %, что ниже 34 %». Опять же, этой второй истины придерживается большинство американцев.
3. Ископаемое топливо необходимо для процветания человечества.
Всеобъемлющее исследование Pew, опубликованное в июне этого года, показало, что общественность неоднозначно относится к переходу от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии. По данным опроса, «67 % американцев считают, что США должны уделять приоритетное внимание развитию альтернативных источников энергии». Однако 68 % считают, что США должны «использовать сочетание ископаемого топлива и возобновляемых источников энергии», а 35 % утверждают, что «США никогда не должны прекращать использовать ископаемое топливо». Возможно, мощные заинтересованные группы поощряют сомнения в отношении возобновляемых источников энергии. С другой стороны, сторонники перехода представляют себе радужное, чистое будущее, не обращая внимания на экономические реалии. Еще в 2016 году Тед Нордхаус в журнале Foreign Affairs предостерег от видения «утопического будущего». Он рассуждал так: «Настоящее сложно и чревато последствиями. Будущее, напротив, сияющее, невесомое и идеально оптимизированное: место, где компромиссы не нужны, а ограничения можно отбросить». Многие избиратели — особенно те десятки миллионов, которые зарабатывают на жизнь в нефтяной, газовой, угольной, энергетической и автомобильной промышленности, — могут скептически относиться к такому «сияющему» будущему. Они могут прийти к выводу, что предложение Рамасвами более правдиво, чем мечты о грядущем новом мире.
4. Обратный расизм — это расизм.
Ибрам X. Кенди заявляет: «Единственное средство от расистской дискриминации — это антирасистская дискриминация. Единственное средство от дискриминации в прошлом — это дискриминация в настоящем. Единственное средство от нынешней дискриминации — это будущая дискриминация». В отличие от него, председатель Верховного суда Джон Робертс говорит: «Способ остановить дискриминацию по расовому признаку — это перестать дискриминировать по расовому признаку». В этом горячем вопросе мы можем не спрашивать, является ли предположение Рамасвами, каким бы бесстрашным оно ни было, само по себе расистским или только невежественным. Нам нужно только спросить: «Что думают американцы?». В 2020 году Gallup сообщил, что более «подробный статистический анализ» подтверждает «социальное и экономическое неравенство, с которым сталкиваются чернокожие американцы». «Но когда речь заходит о политике, которая явно учитывает расовую принадлежность при принятии решений о найме и продвижении по службе, чтобы исправить прошлую дискриминацию и преодолеть неявные предубеждения, общественность отказывается». В своем отчете Gallup ссылается на исследование 2018 года, проведенное NORC при Чикагском университете: «72 % взрослых американцев выступают против того, чтобы отдавать предпочтение чернокожим американцам при приеме на работу и продвижении по службе, в том числе 43 % заявили, что выступают категорически против». Четвертая истина Рамасвами, таким образом, отражает мнение значительного числа американцев.
5. Открытая граница — это не граница.
«Граница» вызывает обсуждение целого ряда политических вопросов, включая иммиграционное законодательство, просьбы о предоставлении убежища, настроения „отдайте мне ваших усталых, ваших бедных“, стену, патрулирование границы, „поймать и отпустить“, беженцев против экономических мигрантов, количественные ограничения, „ожидание в очереди“, нехватку рабочей силы в США, „мечтателей“, тупик в Конгрессе и комплексную иммиграционную реформу. Опрос, проведенный в 2021 году Институтом Катона (консервативный/либертарианский аналитический центр, выступающий за расширение легальной иммиграции), показал, однако, что «хотя большинство людей считают иммиграцию правом человека, только треть (33%) хотят „отменить все ограничения на иммиграцию“ и позволить любому переехать сюда после пандемии. Более того, лишь около трети (29%) хотят увеличить иммиграцию по сравнению с нынешним уровнем».
6. Родители определяют образование своих детей.
В деле «Пирс против Общества сестер», рассмотренном в 1925 году, Верховный суд постановил: «Фундаментальная теория свободы, на которой покоятся все правительства этого Союза, исключает любые общие полномочия государства стандартизировать своих детей, заставляя их принимать обучение только от государственных учителей». Кроме того, Верховный суд постановил: «Ребенок не является простым созданием государства; те, кто его воспитывает и направляет его судьбу, имеют право, а также высокий долг, признать и подготовить его к дополнительным обязанностям». Постановление защищает независимые и религиозные школы, а любители домашнего обучения также опираются на это дело в своем праве обучать собственных детей. По данным Education Next, 10 % американских школьников посещают частные школы, 9 % — районные школы по выбору и 6 % — чартеры. (Эти проценты неправомерно объединяют церковно–приходские и религиозные школы в «частные школы»). Национальный центр статистики образования добавляет, что в 2019 году 2,8 % учащихся обучались на дому. Есть много новых недовольств государственным школьным образованием — длительное закрытие школ для COVID; прекращение «отслеживания» учеников по группам; предполагаемое высокомерие профсоюзов учителей; непопулярный доступ в женские комнаты отдыха и раздевалки биологическим мужчинам, которые самоидентифицируются как женщины; не говоря уже о неразумных комментариях некоторых педагогов и политиков, которые пренебрегают родителями и принижают их достоинство. Многие родители, которые хотят иметь выбор для своих детей и доступ к государственным средствам для его финансирования, будут рады предположению Рамасвами. К семьям почти 29 процентов учеников, не посещающих государственные школы, вполне может присоединиться значительное число других родителей — вспомните тех, кто подал заявление на обучение своих детей в чартерных школах, но не был выбран в ходе муниципальной лотереи на ограниченное количество мест, — которые согласятся с предложением Рамасвами.
7. Нуклеарная семья — это величайшая форма управления, известная человечеству.
Обычно мы не ассоциируем слово «семья» с «управлением», но мне кажется, что это утверждение опирается на слова Эдмунда Берка, который писал: «Любить маленький взвод, к которому мы принадлежим в обществе, — это первый принцип (так сказать, зародыш) общественных привязанностей. Это первое звено в ряду, по которому мы идем к любви к своей стране и человечеству». Это подразумевает, что хорошо воспитанные дети станут ответственными взрослыми и гражданами, которые обеспечат хорошее «управление». В обширной литературе по социальным наукам изучается благополучие детей в различных семьях. Седьмая истина Рамасвами перекликается с выводами Стивена Маланги, который рассмотрел проблему «взросления вне двухдетной семьи и, в частности, взросления без отцов». Он заявил, что «десятилетия исследований говорят нам о том, что такие дети гораздо чаще терпят неудачи в учебе и работе и становятся жертвами насилия, чем те, кто воспитывается в неполных семьях». В докладе Объединенного экономического комитета, подготовленном в 2020 году республиканцами, приводятся выводы Сары Макланахан из Принстона о том, что «если бы нас попросили разработать систему, обеспечивающую удовлетворение основных потребностей детей, мы, вероятно, пришли бы к чему–то очень похожему на идеал двух родителей». Заявление Рамасвами, возможно, слишком смелое, и коэффициент необходимых оговорок к нему высок. Тем не менее супружеские пары, скорее всего, согласятся с этим утверждением, в то время как другие, справляющиеся с различными семейными обстоятельствами, вполне обоснованно могут считать, что в глубине души хотели бы, чтобы это было так.
8. Капитализм поднимает людей из нищеты.
Я перестал использовать слово «капитализм» для описания американской экономической системы много лет назад; десятилетия споров с социализмом и коммунизмом запятнали это слово. Теперь я говорю «рынки и предпринимательская экономика». Рынки и цены дают сигналы, которые повышают эффективность, снижают затраты и способствуют повышению производительности. Предприятия, как прибыльные, так и некоммерческие, являются механизмами, направляющими риск и предпринимательство, которые способствуют росту экономики, ускоряют материальный прогресс, сокращают бедность и ведут к улучшению здоровья и увеличению продолжительности жизни. В 2018 году президент Всемирного банка Чин Ён Ким заявил: «За последние 25 лет более миллиарда человек вырвались из крайней нищеты, и уровень бедности в мире сейчас ниже, чем когда–либо за всю историю наблюдений. Это одно из величайших человеческих достижений нашего времени». В объемном докладе Всемирного банка за 2018 год, однако, ни разу не прозвучало слово «капитализм». И целый рой менее взвешенных критиков отрицает, что именно капитализм улучшает положение человека, скорее называя его причиной дегуманизации, эксплуатации, загрязнения окружающей среды и зон постоянной бедности. Любой, кто побывал в странах «четырех тигров» — Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре — полвека назад, а недавно вновь посетил эти общества, подтвердит их удивительный материальный прогресс. Рост и процветание китайских городов не перестают удивлять. Большинство американцев не являются экспертами в области экономики развития, но они знают, что развитие «капитализма» и отход от государственного управления, «лицензионного раджа» и стесненной торговли привели к расширению экономического роста и повышению благосостояния людей. Pew снова приводит важные данные: Позитивное отношение к капитализму снизилось с 2019 по 2022 год, но 57 процентов американцев по–прежнему относятся к капитализму положительно. За те же три года положительное отношение к социализму также снизилось — до 36 %.
9. В правительстве США три ветви власти, а не четыре.
Под «четвертой ветвью» Рамасвами подразумевает департаменты и агентства исполнительной власти, которые все чаще управляют с помощью нормативных актов и постановлений. Определенное представление о полномочиях «четвертой ветви», «административного государства» или «глубинного государства» сегодня является общепринятым. Как Нью–Лондон, штат Коннектикут, захватил собственность жилых кварталов, чтобы построить торговый центр (который так и не был построен)? Является ли грязевая лужа заболоченной территорией согласно Закону о чистой воде? Если Конгресс принял закон с двусмысленными или неясными положениями, вправе ли административные органы определять его правила? Каково состояние американского общественного мнения по этому вопросу? Ежегодно суды штатов и федеральные суды рассматривают множество споров о полномочиях и решениях административных органов. Я считаю, что эти вопросы еще не вышли за пределы ведомств и судов и не стали предметом активного общественного обсуждения, поэтому в сфере общественного мнения эта предпосылка не проверена. Однако американцев давно учат о трех ветвях власти, и обычное народное понимание может воспротивиться идее, что неизбираемые агентства теперь являются органами, принимающими решения.
10. Конституция США — самый сильный гарант свобод в истории.
Хотя это привычное и давно известное американское утверждение, новое критическое мышление, возможно, разрушает его. Например, в первоначальную Конституцию входило положение о трех пятых, так была ли она действительно самым сильным гарантом в истории? Разве предоставление равных двух голосов в Сенате каждому штату, густонаселенному или нет, в конечном итоге ограничивает прогресс прав и демократии? Не говоря уже о том, что президенты не выбираются всенародным голосованием. По данным Gallup, 61 процент американских избирателей хотят заменить Коллегию выборщиков системой народного голосования. Однако недавний опрос, проведенный сайтом yougov.com, показывает, насколько высоко американцы ценят Конституцию. Опрос подтверждает, что американцы «сильно» или «немного» поддерживают Билль о правах — свободу слова, мирных собраний, религии (96%); защиту от необоснованных обысков и арестов (94%); защиту от самообвинения и двойной ответственности (92%); право на суд присяжных (94%); отсутствие чрезмерного залога или жестокого или необычного наказания (91%). Даже спорное право на хранение и ношение оружия получило 75–процентную поддержку. Большинство избирателей, возможно, не изучали решения Верховного суда, но они узнали об этих правах в школе — или, возможно, в каждом эпизоде сериала «Закон и порядок».
Итак, вернемся в наши реалии. Что мы видим в "принципах"?
— "Бог реален". Эквивалент нашим "скрепам"
— "Существуют только два пола". Аналогично. Причем в нашем обществе даже нет места другому мнению — законодательно запрещено пропагандировать другие "теории".
— "Ископаемое топливо необходимо для процветания человечества". Наше общество не отрицало с пеной у рта эту очевидную истину. Академик Капица в 1975 своим докладом развеял надежду на альтернативные источники энергии, Запад не услышал это послание.
— "Обратный расизм — это расизм". Кому, как не русским, знать это на себе? Что посеешь, то и пожнешь, как говорили наши предки.
— "Открытая граница — это не граница". Россия в 90х–00х экспериментировала с неограниченной миграцией, результат оставляет желать лучшего.
— "Родители определяют образование своих детей". У нас — всегдашнее правило. Практически, составляющее скрепы.
— "Нуклеарная семья — это величайшая форма управления, известная человечеству". Россия пока (пока!) держится этого принципа, хотя размывание и заметно в обществе.
— "Капитализм поднимает людей из нищеты". Спорно, но в целом Россия в 21 веке, приструнив самоуправцев из большого бизнеса, решила проблему жилья и пищи для всех — через капитализм.
— "В правительстве... три ветви власти, а не четыре.". Россия тоже страдает от самоуправства, и в больших масштабах. Чиновников чистят, "струнят", но на их место приходят новые, которые думают, что они — это закон. Принцип "только через суд, через парламент или через правительство" нам бы пригодился.
— "Конституция... — самый сильный гарант свобод в истории". Хотелось бы. У нас есть гарант Конституции и он работает в этом направлении.
Короче говоря, трампизм конгруэнтен... путинизму.
Живите теперь с этим.
Написал wilddolphin на politics.d3.ru / комментировать