Что-то невидимое заслонило небо от землян: Неизвестная черная дыра «подкралась» к нашей планете
Pinned onto Новости
Таинственный объект причудливо исказил очертания слабой звездочки в созвездии Орла. Обычно такое случается где-то на краю наблюдаемого мира, но в этот раз – прямо у нас под носом. Это Нечто абсолютно невидимо, но обладает чудовищной гравитацией. С помощью биноклей и простых телескопов любители, затаив дыхание, несколько дней не сводили глаз с красивого созвездия прямо на Млечном пути. Рассказываю, как это было – и мы вместе с вами попробуем понять, что это может быть.
ПРИЧУДЛИВОЕ ДИТЯ ЭЙНШТЕЙНА
Альберт Эйнштейн доказал, что гравитация – это когда не просто «притягивает», это искажение пространства-времени. Из его формул следовал странный вывод: если встать с фонариком около черной дыры, и посветить по касательной к ее «поверхности» (горизонту событий), свет или засосет внутрь дыры, или отклонит. Он не пойдет по прямой!
Мы привыкли говорить «прямой, как луч». Но на самом деле так – только у нас, потому что пространство, в котором мы обитаем, довольно плоское. А плоское оно потому, что вокруг нет серьезных источников гравитации. Земля мала, даже Юпитер мал, да что Юпитер, Солнце – не такой уж гравитационный монстр. Но, когда гравитация, например черной дыры, искривит пространство, свет пойдет по неким линиям (их называют «геодезическими», что не очень удачно), однако, не по прямой.
Самый странный вывод теории относительности оказалось проще всего проверить. В 1919 году было полное солнечное затмение. Звезды на несколько минут показались около затмившегося Солнца. Ученые решили узнать, а не притянется ли их свет к Солнцу хотя бы чуть-чуть. Так и оказалось. Именно эти наблюдения дали начало триумфу Эйнштейна.
Но представим, что компактная черная дыра встала в точности между нами и далекой звездой. Расчеты говорят, что свет далекой звезды не просто отклонится. Он сфокусируется гравитацией черной дыры, а потом рассеется причудливым образом. Мы увидим звезду как бы через линзу, через лупу. Эффект назвали микролинзованием (крайне неудачный термин, потому что такая крутая вещь звучит максимально скучно), и в самом деле, его обнаружили на примере далеких галактик.
Что и не диво. До далекой галактики, как мы понимаем, далеко. Между нами и галактикой вполне может оказаться черная дыра. А вот звезды, которые мы видим на небе простым глазом или в небольшой телескоп, в такие передряги не попадали. Потому что все они сравнительно близки. А в наших краях черных-то дыр отродясь не бывало. Приходила одна, старики рассказывали, поела и ушла себе.
И вот, свершилось. Между нами и относительно близкой звездой что-то нарисовалось. И теперь получается, что на самом деле черные дыры – рядом с нами где-то?
ЯВИЛОСЬ В СОЗВЕЗДИИ ОРЛА
Мы бы ничего не заметили. Жили бы себе и жили. Что-то происходит со звездочкой, которую обычно только в хороший любительский телескоп рассмотришь. Еще и в очень богатой звездами области неба. В течение нескольких дней. Шансы приметить куда меньше, чем у пресловутой иголки в стоге сена.
Но недавно заработала система ASASSN (All Sky Automated Survey for SuperNovae – Автоматический обзор всего неба для поиска сверхновых). Нет, с названиями у нас сегодня явно что-то не то. Нет бы назвали ярким звучным именем. Тем не менее, система превосходная, и молниеносно видит, когда что-то меняется.
И вот 28 августа некая звездулька в созвездии Орла стала такой яркой, что ее можно рассмотреть даже в хороший бинокль. Конечно, если знаешь, куда смотреть. Явление получило имя ASASSN-24fs, а система пошла дальше. Зафиксировали, код присвоили, дело сделано.
Постойте-постойте, заговорили астрономы в социальных сетях. А с чего вдруг звездочка так разгорелась? Ничего подобного прежде не водилось за ней. По параметрам вспыхнуть, как Новая или сверхновая, не должна. И кто-то сказал: микролинзование. То есть – иллюзия. Просто некий невидимый массивный объект сфокусировал свет звездочки подобно лупе.
Я ВИДЕЛ ЭТО
А дальше началась фантасмагория какая-то. Любители и полупрофи кинулись ее фотографировать. Мало ли что да как. Дела-то какие. Надо оставить пруфы для потомков. А профессионалов, кажется, дело вовсе не заинтересовало. Ну черная дыра рядом с нами, ну подумаешь.
Я узнал, что такое творится, 1 сентября, уже 2-го попытался сфотографировать, но небо было в облаках, и, пока они разошлись, Орел уже приблизился к горизонту, а там засветка. Однако, на следующую ночь получилось прекрасное фото.
Снимал без телескопа, на простой фотоаппарат с примитивным объективом-портретником. Кому расскажешь (а я вам рассказываю), засмеют, ну а что делать. Снимки-то, однако, получились очень даже ничего. Чтобы сделать одно фото, я на самом деле щелкал затвором раз двести по шесть секунд выдержки. Потом в специальной программе складывал эти двести изображений в одно. Именно так простыми средствами вы получаете картинки тусклых объектов.
Я следил за блеском звезды каждую ясную ночь. Было понятно, что «линза» скоро уйдет. Ведь она откуда-то пришла, значит, куда-то переместится. И в самом деле, 8 сентября я заметил, что звездочка вновь стала тусклой. Это подтвердили и коллеги в соцсетях. Ее блеск продолжает падать (в последний раз снимал в понедельник, 9-го сентября). Скоро она станет неразличима моим примитивным оборудованием.
Cравнение 6 и 8 сентября
Фото: Евгений АРСЮХИН. Перейти в Фотобанк КП
УЗНАЕМ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТО ТЕМНОЕ И НЕВИДИМОЕ
И тут бы рассказать, а что это такое, где да как. Но нет информации. Только скупая запись о событии на сайте проекта ASASSN. Да любители в соцсетях свои эмоции перетирают. Хорошо! Мы и сами можем узнать немало.
И для начала давайте оценим расстояние до звезды: черная дыра, или темная материя, или что это вообще такое (крокодил-солнце-проглотил) явно ближе.
Осторожно: сейчас будет немного душно. Но, кому интересно, как делать такие штуки своими руками, оставайтесь.
Итак, мы хотим выяснить расстояние до звезды (понятно, что его никто никогда не измерял), и для начала нам надо понять, со звездой какого типа мы имеем дело.
На сайте проекта ASASSN любезно написано, что в голубых лучах блеск звезды (в норме) 15,9, а в красных 13,5. Это очень важная информация.
В астрономии, чем больше цифра, тем звезда тусклее (логика? не слышали). Мы делаем вывод, что звезда ярче в красных лучах, чем в голубых, то есть она красная. И строим разумное предположение: это красный карлик. Они занимают 76% населения Галактики. Красные гиганты тоже бывают, но какой это гигант: тот бы струячил на полнеба, как Бетельгейзе.
Теперь нам надо (из справочников) извлечь так называемый абсолютный блеск этой звезды. То есть блеск, который она имела бы с некоего стандартного расстояния. У красных карликов разброс этого параметра огромный, от 8 до 20. Будем считать, что 8 – так мы получим максимально возможное расстояние до нужного нам объекта.
Соображаем: если нам известен блеск со стандартного расстояния, и реальный блеск, мы же можем узнать расстояние. Формула в самом деле проста (там есть логарифм, но кого в 2024-м году испугаешь логарифмом). Простой расчет говорит, что до звезды 250 парсек. Парсек – это единица расстояния, которой по традиции пользуются астрономы (и сами ее не очень любят, но традиция свята). Переводим в световые годы – 800 световых лет.
На самом деле намного ближе (помним, что мы изначально брали по максимуму), но и 800 – не дальний край Галактики. А черная дыра или что там, еще ближе – наверное, десятки, или единицы, световых лет.
КАК (КОГДА) МЫ ОКАЖЕМСЯ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ
Итак, черная дыра (допустим, это она) совсем рядом с нами. Прежде считалось, что ближайшая от нас дальше, намного дальше. В 2022-м открыли объект Gaia BH1, и он от нас на расстоянии 1600 световых лет. Сопоставьте сами.
Черная дыра – в классике – это остаток очень массивной звезды, которая сожгла все свое ядерное топливо и коллапсировала так, что ушла за горизонт событий. То есть за невидимую грань, где которой перестают работать привычные законы физики (а непривычных еще не открыли), и начинается сингулярность. Но черные дыры могут образовываться, как мы понимаем сейчас, не только от звезд. Теоретически в черную дыру может коллапсировать даже массивная элементарная частица, и это будет крошечная черная дыра, ваша, личная.
Не в них ли сосредоточена так называемая темная материя? Напомню: в свое время обнаружилось, что галактики вращаются намного быстрее, чем позволяет гравитация от видимых объектов. Значит, есть гравитация и от невидимых. Мы с вами наблюдали за звездой, которую расколбасило от невидимого объекта. Значит, мы – с некоторыми оговорками – наблюдали за темной материй. С помощью старого зеркального фотоаппарата и копеечного портретного объектива.
Столкновение Земли с черной дырой – конец всего и вся, причем это не астероид, никакой ядерной зимы и прочих длинных мучений. Раз, и нету. Впрочем, теория относительности оставляет множество вариантов развития событий. Согласно некоторым решениям уравнений Эйнштейна (а за более чем сто лет не все еще решены), для внешнего наблюдателя мы будем падать в черную дыру бесконечно. Но для нас самих мы окажемся там в мгновение ока, и тут бы гравитацией раздавиться, но нет, мы можем попасть в пресловутую кротовую нору, и оказаться в параллельной Вселенной. У астрономов есть красивые диаграммы, при каких условиях тебя раздавит, а при каких ты вылетишь по ту сторону бытия. Шансы, что повезет, невелики, но есть.
Выбросит тебя там через белую дыру. Если из черной нельзя выбраться, то в белую нельзя попасть. Из нее все только вылетает. И есть один странный момент… мы не знаем ни одной реальной белой дыры. То есть кругом только черные. Хотя решения уравнений Эйнштейна запросто такую дыру нам дают.
Что и означает: из нашей Вселенной только выходы. А в другой – одни входы. И туда, небось, столько всего уже нападало.
Хорошо ли там? А кто знает. Мы только что убедились, что черные дыры отираются у нас под окнами, но вряд ли именно эта летит именно на нас. Может, другая тихонько уже подбирается к нам. Раз черных дыр так много, то вопрос, когда окажемся в белой, это вопрос времени.