Тишина перед бурей: строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан может нарушить покой обитателей природного парка «Саймалуу-Таш»
Один из самых живописных уголков Кыргызстана — государственный национальный природный парк «Саймалуу-Таш» — может столкнуться с серьезными экологическими рисками. Проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан предполагает прокладку рельсов через территорию этого уникального парка.
Одной из ключевых проблем является возможное изменение категории земли, на которой расположен парк. Для этого в настоящее время рассматривается даже возможность перевода эту зону из категории «Земли особо охраняемых территорий» в другую. Если земельные участки перестанут быть особо охраняемой, это может привести к снятию ограничений на строительство и другую деятельность, что вызывает обеспокоенность экологов.
Ведь подобные меры могут негативно сказаться на окружающей среде и редкой флоре, и фауне этого региона и практически привести к уничтожение редчайшего по своим природно-климатическим характеристикам кусочка земли. В таком случае не обойтись без экологических потрясений.
Проведение строительных работ, таких как взрывы и использование тяжелой техники, способно нанести значительный ущерб местным ландшафтам. Кроме того, возведение инженерных сооружений, таких как мосты, может повлиять на горные реки и экосистему региона, поставив под угрозу обитание многих видов животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу.
Несмотря на то, что власти заявили о намерении пройти процедуру экологической оценки проекта, воздействия строительства на окружающую среду и получить заключение от Государственной экологической экспертизы и Национальной академии наук, есть опасения, что она не будет всесторонней и объективной.
Одним словом, будет пущен в ход весь арсенал административного ресурса на эти структуры, чтобы признать эту уникальную территорию местом возможной стройплощадки.
Создается такое ощущение, что те, кто обсуждал такое решение, совершенно не понимают сакральный характер здешних мест, или те, для кого экономическая выгода от проекта превыше всего. Иначе чем объяснить распоряжение о переводе этой особо охраняемой территории в территорию усиленного освоения и строительства?
Чтобы понять, что значит для жителей маленького среднеазиатского государства этот участок земли, чем он знаменит и ценен для духовно-исторической самоидентификации киргизского народа, давайте рассмотрим его поближе.
Государственный национальный природный парк «Саймалуу-Таш» находится в Джалал-Абадской области на восточных склонах Ферганского хребта на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря. Здесь расположено село Казарман, через которое планируется проложить железнодорожную линию. Растянувшись вдоль реки Кугарт, парк занимает общую территорию в чуть более 32 тысяч гектаров, где обитает нескольких десятков видов млекопитающих и птиц, из которых некоторые занесены в ряды краснокнижных. Число разновидностей растительного мира превышает более полутора тысяч видов, а отдельные из них растут только здесь, на этой горной долине.
Но известен «Саймалуу-Таш» миру не столько природными богатствами, сколько своим духовным наследием, очень ценимом и священном для каждого киргиза - знаменитыми наскальными рисунками – петроглифами. Эти наскальные изображения, выбитые на базальтовых глыбах несколько тысячелетий тому назад, олицетворяют начало истории изобразительного искусства и являются историческим наследием всего человечества. Загадочные памятники прошлого ученые изучают уже не один десяток лет, однако изображения до сих пор хранят много тайн. На территории национального парка насчитывается более 90 тысяч наскальных рисунков из неолитовой и бронзовой эпох. Своеобразный музей под открытым небом привлекает сюда многочисленных исследователей и туристов со всего мира. Некоторые ученые считают, что в этом районе под многочисленными курганами могут находится захоронения древних людей. Одним словом, более сакрального места на карте Кыргызстана трудно найти…
Однако, вернемся к тому, с чего начали — почему такое решение вообще рассматривается. Ведь единого мнения в кыргызском обществе относительно целесообразности строительства железнодорожной магистрали из Китая в Узбекистан нет. И здесь пересеклись интересы тех, кто хочет сохранить экономическую независимость и политическую суверенность своей страны, и тех, кто видит в реализации проекта источник дохода. Но при этом, экологический урон, может быть гораздо выше.
Специалисты склоняются к тому, что данный проект может принести пользу только двум сторонам — Китаю и Узбекистану. Кыргызстан же может не получить, тех экономических выгод, которые ждет, еще и погрязнуть в новых кредитах, взятых для строительства. Всегда существует риск того, что транзитный потенциал не сможет окупить в ближайшем будущем все предстоящие затраты.
Но, видимо, соблазн очень велик, раз обсуждается такой шаг как трансформация подпадающего под строительство участка Государственного природного парка из категории «Земли особо охраняемых территории» в другую. В законе указывается, что «строительство объектов в зоне ограниченной хозяйственной деятельности осуществляется только в специально отведенных местах согласно нормам строительства и эксплуатации соответствующих строений, с соблюдением режима охраны и использования объектов историко-культурного наследия и природоохранного законодательства КР».
Но когда тишина горной долины и размеренная жизнь здешних обитателей будет нарушена ревом моторов, гулом строительной техники и грохотом взрывов, вряд ли кто вспомнит об этой «мелочи» в природоохранном документе…