Олимпийская спортсменка Ребекка Чептегей стала третьей бегуньей, убитой в Кении с 2021 года. Мужчины убивают их из-за высокого заработка
Агентство Reuters рассказало подробности убийства 33-летней угандийской спортсменки Ребекки Чептегей в Кении. Легкоатлетка была убита в Кении вскоре после возвращения из Парижа, где она выступала на Олимпийских играх.
Как пишет агентство, Чептегей утром 1 сентября готовилась пойти в церковь. В это время ее бывший парень Диксон Ндиэма Марангач позвонил своему другу, чтобы спросить, можно ли одолжить зажигалку. Он сказал, что у него «срочные дела» и он собирается уехать из города, рассказал Reuters сам друг, проживавший в районе горы Элгон, где жила Чептегей. По словам мужчины, Марангач «стал очень скрытным» после вопроса о том, зачем ему зажигалка. В просьбе ему было отказано.
Спустя несколько часов, когда Чептегей возвращалась домой из церкви с дочерьми, Марангач облил ее бензином и поджег, однако загорелся и сам. Через несколько дней оба умерли в больнице.
Как сообщает Reuters, убийство произошло во время ссоры, которая касалась земельного участка, купленного спортсменкой после переезда по просьбе Марангача в Кению. Марангач, после того как они разошлись, утверждал, что земля принадлежит ему, тогда как отец спортсменки сейчас заявляет, что это не так. Reuters пишет, что он показал агентству фотографию документа на землю, подписанного и заверенного печатью в марте 2021 года. В этом документе Ребекка указана в качестве покупателя участка, а Марангач — в качестве свидетеля. Сестра Марангача, в свою очередь, утверждает, что пара объединила средства для покупки земли.
По словам родных Чептегей, она не менее трех раз обращалась в полицию с заявлениями о том, что мужчина ее избивает и угрожает, в том числе убийством ее детей. Спортсменка сама распоряжалась своими деньгами и была кормилицей большой семьи, в которую входили ее родители, дюжина братьев и сестер и две ее дочери 9 и 11 лет. После разрыва Марангач остался без денег, рассказала журналистам семья убитой. По информации СМИ, полиция «просила Марангача держаться подальше от дома Чептегей».
Доход спортсменок привлекает манипуляторов и убийц
Это уже третье убийство легкоатлетки в Кении с 2021 года, отмечает Reuters. В 2021 году бегунья на длинные дистанции Агнес Тироп была зарезана, в убийстве был обвинен ее муж. Он не признал себя виновным и был выпущен под залог в 2023 году. В 2022 году была убита кенийско-бахрейнская бегунья Дамарис Мутуа. В убийстве подозревают ее эфиопского бойфрена. Кенийская полиция утверждает, что он сбежал из Кении. Власти утверждают, что работают над предотвращением гендерного насилия в спорте. Но активисты говорят, что их усилия не приносят никакого результата.
Насилие над спортсменками в Кении носит системных характер, пишет Reuters. Элитные бегуны могут заработать за один марафон больше денег, чем многие кенийцы зарабатывают за год. Их успех часто делает их мишенью для мужчин, которые пытаются манипулировать ими и завладеть их имуществом.
Однако и в целом насилие над женщинами — огромная проблема в Кении. По данным правительства за 2022 год, каждая третья девочка-подросток и женщина становятся его жертвами. То есть почти 34% кенийских девушек и женщин в возрасте 15–49 лет подверглись физическому насилию, согласно правительственным данным за 2022 год. Причем особому риску подвергаются замужние женщины — опрос показал, что 41% сталкивались с насилием.
Неправительственная организация Femicide Count Kenya, которая документирует случаи преднамеренных убийств по гендерному принципу, зарегистрировала 157 убийств женщин в 2024 году. Это самый высокий показатель за год с 2019 года, когда организация начала собирать данные. «Все больше женщин сталкиваются с насилием, но они не получают помощи от полиции», — говорит Одри Мугени, соучредитель группы.
Показатели в мире и России
Показатели Кении не уникальны: в 2023 году публиковались отчеты ВОЗ, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также структуры ООН-Женщины, в которых сказано, что каждая третья женщина на планете подвергается физическому и/или сексуализированному насилию. Эта цифра не включает сексуальные домогательства. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чаще всего сталкиваются с насилием жительницы Пакистана, Гвинеи, Сенегала, Бенина и Йемена.
В большинстве случаев насилие в отношении женщин исходит от их интимных партнеров. Во всем мире 27% женщин, состоящих в отношениях, в течение жизни подвергаются какой-либо форме физического или сексуализированного насилия со стороны мужчины. Среди этих женщин 42% получают физические травмы. До 38% убийств женщин по всему миру совершается их интимными партнерами.
По данным проекта «Насилию.нет», только в собственных семьях с насилием сталкивались 24% россиян, из них в 75% случаев — женщины, страдающие от домашнего насилия в России, то есть 18% всех женщин в России (указаны цифры 2021–2022 гг.). Учитывая, что на 2021 год в России проживало 78,3 млн женщин, по грубым подсчетам с домашним насилием сталкивалась каждая пятая. В браке этот показатель еще выше.
Выяснить актуальную статистику по фемициду в России не представляется возможным — власти перестали вести подсчет в декабре 2022 года. Известно, что, по официальным данным, только в российских СМИ сообщалось про 1767 фемицидов, в 2020 году – 1712, в 2021 году – 1456, в 2022 году – 1174.
В 2023-м опубликовала новое исследование команда «Алгоритма света» — совместного проекта Консорциума женских НПО и социолога Светланы Жучковой. Проанализировав 64 657 приговоров, размещенных на портале ГАС «Правосудие» и сайте Мосгорсуда, авторы выяснили, что признаки партнерского или семейного насилия присутствуют в 16% преступлений против мужчин и 43% преступлений против женщин. 82% потерпевших-женщин и 81% потерпевших-мужчин пострадали от преступников-мужчин.
Как сообщал «Коммерсантъ» в 2022 году, в России 23,3% женщин считают, что мужчина имеет право на насилие в той или иной ситуации. Издание со ссылкой на подсчет «Консорциума женских НПО» отмечает, что «к счастью, на практике россиянки сталкиваются с домашним насилием реже — примерно 19,6% жительниц страны заявили, что пострадали от насилия хотя бы раз в жизни». Однако следует отметить, что даже этот достаточно высокий показатель касается лишь сегмента домашнего насилия и отражает сведения только о тех женщинах, которые о насилии сообщили.