Ближний Восток снова запылал
Израиль обещал, что Иран заплатит высокую цену. Насколько реальна сегодня угроза локальной атомной войны?
Истоки вражды в регионе уходят корнями в древность и берут начало в Вавилонском пленении евреев, описанном в Библии. Минуло 25 столетий, но племена и народы не покидают тропу войны. На этот раз 400 ракет атаковали военные объекты накануне годовщины 7 октября 2023 года, когда палестинская группировка ХАМАС захватила 242 заложника, многие из которых до сих пор остаются в плену.
Адекватны ли ответные меры — вечный вопрос о двойных стандартах. Целый год Израиль без передышки подвергает сектор Газа бомбардировкам. Погибли 40 тысяч граждан, дома и больницы лежат в руинах. По всему миру проходят акции протеста, но Израиль продолжает гнуть свою линию. Последние действия спецслужб этого государства и вовсе могут быть отнесены к категории терактов — подрыв тысяч пейджеров в Ливане с десятками жертв среди мирных граждан, убийства лидеров организаций ХАМАС и «Хезболла» в Сирии, Ливане и даже самом Иране. На словах Запад осуждает за агрессию обе стороны, но реальную поддержку, в том числе в ходе ракетной атаки Ирана, традиционно оказывает Израилю. Логика подсказывает, что именно эта сторона конфликта продолжит раскручивать агрессию, ведь у Ирана нет эффективной системы ПВО. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху обещает возмездие, и не исключено, что удар будет нанесен по ядерным объектам. Также, вероятно, будет продолжен курс на физическое устранение политической элиты, вплоть до аятоллы Хаменеи. Тем более что после гибели в авиакатастрофе президента Ирана Ибрахима Раиси новым президентом стал сторонник компромисса с Западом Масуд Пезешкиан.
В любом конфликте помимо очевидных интересов имеются подводные течения, которые часто оказывают решающее влияние. Премьеру Нетаньяху выгодно нагнетать напряженность, поскольку с администрацией Байдена у него сложные отношения, а Трамп, который мечтает вернуться в Белый дом, считается самым произраильским президентом США. Удар по Ирану приведет к резкому росту мировых цен на нефть, что является ключевым фактором в политике Америки.
Политический режим в Иране носит герметичный характер, и непонятно, почему после долгого и смиренного молчания в ответ на убийства генералов и союзников верховный правитель Али Хаменеи отдал приказ о массированном ракетном ударе.
Оккупировать Иран Израиль даже при поддержке НАТО не в состоянии, но нанести несовместимый с устойчивостью режима ущерб может рискнуть. Последствия для мира будут непредсказуемы.