Аман Мамбеталиев: Доверие легко потерять и крайне сложно восстанавливать.
Никто не должен пренебрегать законом, резюмировал Президент Казахстана, обращаясь к участникам ІІ республиканского форума депутатов маслихатов всех уровней. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что интересы государства должны быть выше личных интересов разного рода популистов. Принимая смелые решения, не стоит бояться общественной критики и избегать ответственности. Необходимо своевременно обращать внимание на любую злободневную проблему, в том числе на информационные атаки, считает Глава государства. О том, почему это крайне важно для развития правового государства, побеседовали с политологом Аманом Мамбеталиевым.
Аман Кенжебаевич, Президент неоднократно заявлял о том, что задача акиматов и маслихатов – строго следовать государственной политике и осуществлять её в общих интересах. По мнению К. Токаева, каждый аким должен быть открыт для диалога и уметь вести конструктивный обмен мнениями с гражданами. Однако неприемлем ажиотаж, хайп и нарушение закона, считает Глава государства. Что об этом думаете Вы?
Есть определённые вещи, которые всегда остаются превыше всего — это общечеловеческие ценности, это в первую очередь про свободу мысли, вероисповедания, свободу слова, действий и так далее. При этом многие, к сожалению, забывают о том, что если моя свобода, либо моё право так или иначе ограничивают действия или свободы и права других, это уже не есть хорошо. А так как мы стремимся к правовому государству, мы должны понимать, что есть закон, есть правила и всё должно быть согласно закону, ничего не может быть превыше закона.
К сожалению, есть тенденция к «хайпократий», когда люди ради хайпа, осознанно идут на определённые провокационные вещи. Мы все видели ряд роликов, когда интервьюер специально вытягивал матершинные фразы, либо доводил человека. На самом деле это говорит о большой деградации и о существовании кризиса, потому что есть люди, кто потребляет такой контент, ожидает его, и это история про то, что мы поворачиваем немножко не туда.
Недавно Парламент принял и ратифицировал Закон «О масс-медиа». В систему правовых и юридических фундаментов закладываются правила, которые мы не должны перешагивать, создаются рамки, которые согласно морально-этическим вещам, нельзя переходить. Этот процесс новый, я уверен, что Парламент будет и дальше работать в этом направлении, потому что информационное медиапространство относительно недавно появилось, оно требует юридических правок. Во многих развитых государствах уже существует целый ряд законов, которые ограничивают некоторые моменты. Потому что мы видим, что это превращается в некий, я бы даже сказал бизнес. Есть люди, которые после определённых вещей пытаются вымогать деньги, в том числе у чиновников и бизнесменов, угрожая какими-то неудачными кадрами или другими вещами. Повторюсь, это всё про то, что общество уходит не туда. Это не конкретно про одного человека, я больше чем уверен, что Президент имел в виду даже не про самого журналиста, это больше про нас с вами, которые потребляют контент и запрашивают его. Ведь эти ребята, журналисты, блогеры, инфлюэнсеры, которые идут по пути «хайпократий», выбрали этот путь именно потому, что этот контент потребляемый и смотрибельный. Я думаю, что у нас проблема в обществе, этот кризис существует, и радует то, что мы об этом говорим. Нужно думать, как с этим бороться, об этом Президент прямо проговорил, мне кажется, это опять-таки про политическую культуру и про политическую осознанность.
На какие ещё ключевые тезисы, озвученные Главой государства на ІІ республиканском форуме депутатов маслихатов всех уровней, Вы обратили особое внимание?
Можно выделить 3-4 основных вектора, которые определил Президент в своём выступлении на встрече с депутатами маслихата. Безусловно, в первую очередь — это политические реформы. Глава государства объяснил необходимость вовлечённости, активности граждан, заявил о том, что нынешняя политическая реформа в первую очередь нацелена на то, чтобы из каждого сегмента был свой избранный представитель, который может защищать и проговаривать интересы своего электората. К примеру, Касым-Жомарт Токаев как положительную тенденцию отметил, что выросло число женщин в органах представительной власти. Потому что практически половина нашего населения — это женщины, и очень долгое время она была крайне слабо представлена в депутатском корпусе. Помимо этого, согласно недавним поправкам, есть обязательные условия в плане инклюзивности, это определённый процентаж людей с ограниченными возможностями, это тоже очень важно. Потому что мы в большинстве своём, к сожалению, не видим, не понимаем и не ощущаем проблем, с которыми сталкиваются люди с особыми потребностями. А депутаты-представители этих сегментов как раз, ввиду ежедневной проблемы, видят и знают лучше нас с вами, как решать эти проблемы.
Следующий ключевой момент, на мой взгляд, это осознание влияния своих полномочий для депутатов. И об этической ответственности граждан Президента отдельно сказал, он об этом уже многократно проговаривал. Всё-таки основная цель, куда мы идём с политическими реформами, это политическая культура наших граждан, и государство всегда будет поддерживать и поощрять это. Но, безусловно, нужно понимать, что ответственность в первую очередь лежит на самих гражданах и необходимо держать это всегда голове при выборе стратегии. Это Глава государства адресовал именно депутатом маслихатов, чтобы они осознанно с этой мыслью были постоянно открытыми и вели диалог со своим электоратом.
Особенно важно, чтобы депутаты маслихата и акимы работали слаженно, ведь их можно назвать двумя столпами государства в регионах, считает Касым-Жомарт Токаев. Какие у Вас мысли на этот счёт?
На самом деле институт депутатства крайне сильно упал, наверное, с конца 90-х годов, с появлением так называемых «управляемых парламентов, управляемых маслихатов». Если прямо говорить, то большинство маслихатов практически полностью выбиралось акимами, либо акиматами, и какой-либо силы не имело. Но после референдума и политических поправок в Конституцию, маслихаты усилили определёнными функциями, теперь они могут избирать акимов, могут решать будущее бюджета.
Расширилась система избираемости депутатов, появилась «мажоритарка». Все эти вещи очень сильно ограничивают действия акимата, рушат систему, которая была до этого, когда маслихат был по факту управляемый акиматом, и эта иерархия, поставленная сверху вниз, не всегда работала именно для народа. Многие, к сожалению, не так поняли политические реформы, начали воспринимать депутатов маслихата как неких оппонентов акимату, его противников. И Президент, я думаю, говорил именно про то, что задача акиматов и депутатов маслихата в первую очередь — улучшение жизни людей сообща, координируясь. Только в процессе синергии можно решить проблемы. Если депутаты маслихата и акиматы будут постоянно в контрах, они никогда не примут окончательного решения по бюджету, по планированию, по развитию города или области, так или иначе не сделают жизнь обычных людей лучше. И Глава государства напомнил о том, что новая политическая система про то, что важно работать сообща. Пусть даже депутаты маслихата внепартийные, пусть пришли оппонирующими силами, они в первую очередь должны помнить, что их основная цель — это улучшение жизни простых людей, простых граждан. Мы очень долго видели абсолютную пассивность, либо в редких случаях какую-либо показушную деятельность со стороны маслихата, сейчас в некоторых регионах мы видим излишнюю агрессивную конфронтацию с работой акимата, что в любом случае не приводит к каким-то позитивным вещам. Я думаю, Президент проговорил про видение политических моделей вот именно в таком ключе, это моё субъективное мнение.
На ваш взгляд, изменился ли за последние годы кардинально состав маслихатов?
Обновление — это хорошо. Обновление должно происходить больше эволюционным путём, без потери каких-то институциональных ценностей, знаний, потому что опыт очень важен. В новой политической модели, после реформ, пришли много новых депутатов, и не только молодых, которых я лично знаю. Эти люди раньше не были вовлечены, они не имели доступа и, скорее всего, даже не могли быть избранными ввиду определённых каких-то ограничений. Если говорить в общем, то практически до 80, может быть даже до 90%, изменилось число депутатов. Я говорил ранее, что большинство маслихатов в регионах, зачастую, одни и те же люди, которые занимали эти должности депутатов на протяжении чуть ли не более 20 лет. Эти люди создавали искусственную деятельность, они были ультра управляемы из центра и принимали решения согласно установкам из акиматов. Поэтому неудивительно, что сейчас ввиду реформы и новой электоральной кампании, которая прошла в прошлом и позапрошлом годах, пришло очень много молодых ребят, которые составляют сильную конкуренцию, потому что сидеть 20 лет и ничего не делать, мне кажется, это ненормально.
Что касается будущего, был большой риск, что придут те же самые «хайпократы», либо люди начнут избирать тех, кто громче говорит, а не тех, кто правильно. Это тоже политические риски, особенности политической культуры, мы должны это пережить. Я видел в некоторых районах, особенно в Алматы, где я очень долго прожил, для меня этот город важный, что там был момент чуть ли не отзыва депутатов маслихата, т. е. там борьба активная, население активно вовлекается. Сейчас депутаты маслихата выбраны, они несут определённую ответственность, встречаются со своими избирателями, что тоже на самом деле удивительно, для нас это удивительно, потому что прежде такого не было. И я думаю, что постепенно мы придём к тому, что будем выбирать адекватных, а не громких людей.
Как, на Ваш взгляд, в стране обстоит ситуация с уровнем доверия народа к депутатам?
Доверие легко потерять и крайне сложно восстанавливать. Институт депутатства должен очень многое сделать, чтобы вернуть тот уровень доверия, который был в начале 90-х. Поживём -посмотрим. Я думаю, что инициативы многих депутатов, которые сейчас открыто проговаривают свои позиции, без сомнения помогут им и их коллегам в улучшении репутации. Но мы видим, что есть ряд негативных вещей, которые, к сожалению, происходят. На моей памяти недавно был инцидент в одной партии, когда за недостойное поведение исключили депутата. Это был депутат Мажилиса, но все эти действия быстро и кардинально резко влияют на репутацию всех депутатов, а работать над её улучшением необходимо очень долго. Поэтому, мне кажется, всем депутатам нужно об этом помнить и работать вместе.
Каким Вы видите образ настоящего депутата? На Ваш взгляд, какой это должен быть человек? Как он должен относиться к работе?
Огромное количество навыков и скилов человек должен иметь. В первую очередь это должен быть состоявшийся человек, именно в плане финансово экономической способности, это опять-таки моё субъективное мнение, я не претендую на какую-либо ретрансляцию этих идей. Я по своему собственному жизненному опыту считаю, что если человек, который как минимум смог обустроить свою собственную жизнь и не имеет финансовых проблем, на решение которых он в будущем не будет тратить время, которое мог потратить на решение дел общества, то это одна из жизненно важных вещей, которые, безусловно будут влиять на принятие решения. Поэтому депутат должен быть как минимум финансово состоявшимся.
Во-вторых, человек должен иметь понимание. Если же мы говорим про опыт, то безусловно опыт – это хорошо. Но есть ребята совсем юные, у которых его нет, и мы видели, что есть новые сферы экономики, в которых от природы быть опыта не может, но при этом должно быть понимание, решение, видение и так далее. Не должно быть, как принято в электоральный особенный период, больших обещаний, у депутатов должны быть чёткое видение и чёткая стратегия того, куда и как развивается его направление: экономика, социалка, безопасность и так далее.
Не менее важная черта – это максимальная открытость. Работники акиматов, государственные служащие, всё ещё люди, которые имеют определённые проблемы с коммуникабельностью. Но их понять можно, у них есть регламент, правила игры, есть пресс-служба, но депутатов это не касается. Речь идёт о народных избранниках, они в первую очередь должны быть открытыми, должны иметь социальные сети или другие каналы коммуникации для общества, причём не только для своих избирателей, а для всех. В отличие от госслужащих или работников акимата, депутаты маслихатов и Мажилиса просто обязаны быть постоянно на связи, причём как с журналистами, так и с рядовыми жителями.
Президент на форуме заявил о том, что наиважнейший приоритет государственной политики – это обеспечение безопасности детей, защита их прав, создание благоприятных условий для их гармоничного развития. Резюмировав, что сегодня корни многих проблем и пороков нашего общества кроются в снижении вовлечённости родителей в процесс воспитания ребенка. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.
Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль образования. Вообще образование — это такое мейнстримное направление, Президент всегда на нём заостряет внимание. Но мне понравилось, всё-таки опять это про политическую ответственность самих граждан, что нельзя перекладывать ответственность за образование полностью на государство или на школу. Примерно в таком тезисе это было, что есть дети, которые практически полностью игнорируют образовательные процессы и сидят в мобильных телефонах или иных гаджетах, это имеет определённую зависимость, что необходимо родителям в первую очередь разъяснять и говорить с детьми о цифровой гигиене. Если говорить простыми словами, этот месседж адресован всем нам, родителям, у кого есть дети, либо тем, кто собирается иметь детей. Потому что времена меняются и уже сейчас нужно, как мы учим детей – утром встал, зубы почистил, также нужно им проговаривать о необходимости определённых мер безопасности и правил игры в социальных сетях. Большинство детей родились в цифровом мире, они не осознают всех рисков и опасностей, и вся эта череда несчастных случаев, которые происходят с детьми в последнее время, эксцессы с летальными исходами, первопричина скорее всего в том, что не было разъяснения родителями о пагубном влиянии определённых людей и интересов.
Сообщение Аман Мамбеталиев: Доверие легко потерять и крайне сложно восстанавливать. появились сначала на 365info.kz.