Добавить новость
ru24.net
Все новости
Декабрь
2015

Виктор Фарбер: «Что делать в кризис? Стиснуть зубы и работать»

Герой этого выпуска - руководитель витебского фармацевтического и ветеринарного предприятия «Рубикон» Виктор Фарбер.

ЛЕЧИТЬ ЛЮДЕЙ ПРОЩЕ. ОНИ МОГУТ ОТВЕТИТЬ

- Виктор Львович, перед интервью я пыталась найти о вас и вашем предприятии какую-то информацию. О предприятии известно лишь то, что ему 21 год, что вы производите ветпрепараты, лекарства для людей.

- Мы не публичная фирма. Занимаемся реальным производством, и ни на что другое времени не хватает.

- Тем не менее вы входите в топ-50 самых влиятельных бизнесменов Витебщины.

- Я читал про это. Но это высосано из пальца. Чем измеряется влиятельность? Деньгами? Влиянием? Публичностью? Тогда я не подхожу.

- Вы скрываетесь?

- Это бесцельная трата времени. Лучше я за это время приму стратегические решения, важные для предприятия, нежели буду где-то светиться. Не мой профиль, честно говоря.

- Вы, как и многие, пришли в бизнес в 90-е. А откуда ушли?

- Уходил с должности помощника директора по внешнеэкономическим связям обувной фабрики «Красный Октябрь». В какой-то момент понял, что мне интересно заниматься своим бизнесом. И вот открыли маленькую фирму. Не было ничего. Арендовали трехкомнатную квартиру на первом этаже. Первая наша сделка: купили модули машинной фанеры и продали ее в Геную. На первую прибыль, как сейчас помню, купили 284-й компьютер, факс Panasonic, письменный стол и два стула. Партнер предложил заниматься ветеринарией - тогда это было непаханое поле. Но денег не было даже для закупки первой партии товара. От фабрики у меня остались связи с немецкой фирмой «Байер», у которой уже тогда было ветеринарное подразделение. Поехали в Москву. Нас представили как честных добросовестных людей, которые долгие годы работали на госпредприятии. Спрашивают: «Что вы хотите?» Говорим: «Интересует поставка препаратов «Байер». - «Так никаких проблем, берите». - «Так у нас денег нет». Уточняют, о какой сумме идет речь. У нас был список препаратов, которые хотели завезти в первую очередь, на 8 тысяч марок. Для нас - невероятные деньги. А они в день тогда на минеральную воду больше тратили. Спрашивают: «Сколько времени нужно, чтобы рассчитаться?» Я ответил, что 30 дней. И вот так нас судьба свела с ветеринарией.

- То есть они вам просто поверили на слово?

- Да. Потом были другие немецкие фирмы, американские. Стали работать с очень большими объемами. Потом ограничили оптовую наценку, стало невыгодно работать. Так нас подтолкнули к производству, за что я до сих пор благодарен. Ведь именно в производстве мы проявили себя по-настоящему. В 2004-м году взяли в аренду помещение, сделали там ремонт за свой счет, наладили производство. И вдруг председатель колхоза, у которого мы арендовали, сказал, что ему самому нужно здание. Нас выгнали. Пришлось взять кредит и купить себе здание. Это был для меня первый опыт: все должно быть свое.

- А как к лекарствам пришли?

- Я по натуре человек неуемный. Думаю: если мы научились лечить поросят, коров, которые ничего не могут сказать в ответ, то с людьми же будет легче. И мы организовали выпуск лекарств. И это был правильный ход. Хотя все, кроме меня, были против.

- Что в ответ люди говорят?

- Только положительные отзывы. Пока что мы выпускаем безрецептурные препараты, но начинаем переходить и к сложным. Команда очень хорошая. За 5 лет мы смогли создать имидж лекарственных препаратов очень высокого качества. Это дорого, не всегда неоправданно, но с точки зрения человеческого здоровья правильно.

«ПОЧЕМУ ВСЕ НЕНАВИДЯТ АМЕРИКУ? ПОТОМУ ЧТО ОНА БОЛЕЕ УСПЕШНА»

- Сейчас многие жалуются на кризис: платят мало, цены растут. В чем для вас проявляется кризис?

- Если мы раньше могли 2 - 3 раза в год увеличивать зарплаты, то в этом году не можем. Но у кризиса есть и положительная сторона. Во-первых, выживает сильнейший, умнейший, мудрейший. Во-вторых, кризис заставляет руководство быть в тонусе. Почему мы говорим, что ненавидим Америку? Потому что она более успешна. А почему она успешна? Потому что у них конкурентность сумасшедшая.

- А у нас есть конкуренция?

- Настоящей нет. Со временем мы к этому придем. Главная ценность - это человеческие мозги. На предприятии мы с этим сталкивались. Чтобы производить лекарство для людей, нужно пройти сложную сертификацию. Так вот, у нас чуть ли не год ушел на то, чтобы научить персонал правильно убирать помещения. Вроде чистота идеальная. А есть процедура, по которой надо убирать. Но люди не привыкли, практики не было. Так же и в конкуренции. Если сравнивать, как было раньше, то сейчас, с одной стороны, стало проще заниматься бизнесом. С другой стороны - трудно найти свою нишу, конкуренция растет. Парадоксально сказал: конкуренция растет там, где ее нет.

«ДВЕ ПОРЦИИ ОБЕДА НЕ СЪЕШЬ, А ЗОЛОТЫЕ КРАНЫ МНЕ НЕ НУЖНЫ»

- Вы лично стали на чем-то экономить? Я, к примеру, реже в кафе теперь хожу.

- Я вообще в кафе не хожу. А сколько человеку надо для жизни? У более-менее успешного белорусского бизнесмена быт обеспечен. Ты же не можешь съесть две порции обеда. Так и в жизни. Мне не нужны золотые краны, яхты, самолеты. Мне бы предприятия создавать.

- А на предприятии стали экономить? Некоторые фирмы убрали бесплатные воду, чай, кофе...

- Это не убирали и даже не задумывались. Социальный фактор очень важен. Важно, когда люди обедают на предприятии, причем за одним столом с директором, с топ-руководством. Это психологически важно. Я никогда не узнаю, как питаются люди, если сам это не съем. Каждый день нам привозят обеды. Это входит в социальный пакет. Раз в год мы закупаем полтонны меда: в гриппозный период он стоит на столах в обеденной зоне. С января бесплатно обеспечим всех сотрудников медицинскими страховками, чтобы они могли и зубы полечить, и анализы сдать - чтобы следили за здоровьем.

- Хороший социальный пакет.

- Смотрите, какая психология у человека. Каждый год мы предлагаем всем сотрудникам бесплатно привиться самой лучшей вакциной от гриппа - французской или голландской. Работает 250 человек, а соглашаются 23 - 25. Люди не понимают, что такое здоровье. Это менталитет. Мы не привыкли думать о значимости своего здоровья. Так и в бизнесе: нет готовности к настоящей конкуренции, к рыночным отношениям.

- Такое чувство, что ваше предприятие кризис не коснулся.

- Коснулся. Просто так приятнее работать.

- А по своей продукции вы замечаете кризис?

- Сегодня мне сказали, что падает потребление лекарств. Если раньше люди принимали профилактические, то сейчас отказываются.

- А можно человека заставить задуматься о своем здоровье?

- Можно. Обычно это происходит, когда по голове уже ударит. Но надо, конечно, раньше задумываться. Или вот насильно дать бесплатную медицинскую страховку.

«КАК ВЫЖИТЬ В КРИЗИС? СТИСНУТЬ ЗУБЫ И РАБОТАТЬ»

- Говорят, этот кризис отличается от того, что был в 2011 году.

- Все кризисы одинаковы. Форма разная, а суть одна: обесценивание валюты, уменьшение доходов населения. Но вообще кризис надо убирать из наших голов. Нынешний, правда, продлится не менее 5 лет.

- Можете дать совет, как его пережить?

- Стиснув зубы работать. Другого еще никто не придумал.

- Но это тяжело, когда раз в 5 лет случается кризис. А тут еще и затяжной.

- Сколько было кризисов за 21 год? Много. Предприятие становится сильнее, а люди - мудрее, опытнее. Нам удалось выстоять, к нам приходят устраиваться на работу дети старейших сотрудников. В нас верят.

- Как вам удается сохранять такую стабильность?

- Если руководитель выбирает себе в помощники человека, который на голову выше него, тогда будет успех. Я доверяю людям. Надо просто создать им условия. И в первую очередь - моральное удовлетворение. Можно издеваться над рабом и платить ему много, но он все равно не будет работать. Главное, чтобы сотрудник комфортно себя чувствовал на предприятии. А слабый человек видит свою силу в том, что властвует слабыми людьми.

ГОСУДАРСТВО ЛОББИРОВАЛО ИНТЕРЕСЫ, НО В ИТОГЕ ПОСТУПИЛО МУДРО

- Уже с полгода власти обещают довести количество белорусских лекарств в аптеках до 50%. Как вы считаете, государство должно регулировать рынок?

- От меня будет парадоксальный ответ: государство поступило очень мудро. Вы удивитесь, но сейчас в Беларуси строится около 5 новых фармпредприятий. Это решение дало толчок к производству. Хотя изначально решение было лоббистским. Экспорт лекарств из Израиля составляет чуть ли не 20% бюджета этой страны. Наша страна на разработке и экспорте может получать не меньше, чем израильтяне. У нас есть талантливые люди, надо просто создать им условия для работы.

- Может, когда эти предприятия заработают, решение стоит отменить?

- Зачем? Это не только наша практика - попробуйте зарегистрировать любой препарат в Германии. Это невозможно. Мало того что барьеры по сертификации, так и страна ставит дополнительные барьеры.

- Но вы понимаете, что это решение вызвало негатив у людей? Я прихожу в аптеку и хочу видеть конкретные препараты, к которым я привыкла.

- Я бы с вами согласился, если бы не одно но: все препараты качественные и достойны своего потребителя.

- А как убедить людей, что белорусские препараты качественные?

- Год назад я покупал отцу лекарства. Передо мной стояла женщина, которая попросила только импортные препараты, но одно лекарство купила нашего предприятия. Надо заслужить доверие на практике - и тогда не будет негатива.

ЖЕРТВУЕМ ДЕНЬГИ ПОЧТИ НА ВСЕ

- Когда искала про вас информацию, нашла буквально 3 - 4 статьи. И везде сказано, что вы известный меценат.

- Известный - это громко сказано.

- А на что жертвуете деньги?

- На все. В детские дома - на подарки, на постельное белье. Практически никогда не отказываем - в рамках финансовых возможностей. Книги издаем.

- У вас все коридоры картинами увешаны...

- Это наши витебские художники, им тоже помогаем.

- Про это почти ничего не написано.

- А зачем? Мы делаем это для того, чтобы было написано? Все делается для души и от души.

ЛЬГОТЫ РАЗВРАЩАЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

- Что сейчас делать людям, которые потеряли работу или перешли на неполную занятость?

- Люди должны защитить себя сами. И в этом будет успех государства. Может, это и жестоко, но человек выковывается в борьбе с трудностями. Государство может поддерживать только детей и немощных. На этом функции государства должны быть исчерпаны. Живые, здоровые, крепкие люди должны сами бороться за свое счастье. И финансово, и морально.

- А политика должна вмешиваться в экономику?

- Да. Вы сами привели пример про обеспечение белорусскими лекарствами. Решение изначально политическое, а в конечном счете стало экономическим. Посмотрите на Парк высоких технологий. Они продают своих услуг на 500 миллионов долларов в год.

- Но они работают с Америкой.

- Не важно. Они продают свои услуги в Беларуси, тут работают талантливые белорусы.

- Как вы относитесь к тому, что они меньше платят подоходного налога с зарплаты?

- Человек хорошо считает. Если его устраивает такая-то зарплата с такими-то налогами, он здесь работает. Если не устраивает - уезжает в Индию, которая занимает первое место в мире по экспорту программирования. Хотя при всем этом я считаю, что льготы развращают. Как только появляется настоящая конкуренция, предприятие, у которого были льготы, падает. Поэтому нам помощь не нужна, сами справимся.

ДЛЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ НУЖНА БОГАТАЯ СТРАНА

- В нашей сфере не хватает настоящей страховой медицины. Ведь качество препаратов оценивают страховщики. На Западе как? Есть оригинальный препарат. Появляется дженерик, который дешевле. Страховые компании считают: да, лекарство дешевле, но в больнице человек проведет больше времени. Общая сумма больше? Не нужен нам такой препарат! К сожалению, пока страховая медицина у нас невозможна.

- Почему?

- Нужна богатая страна. Средняя семья в Германии платит за страховку из четырех человек 600 евро в месяц. Можно у нас так сделать? Нельзя. Но к этому надо идти. И тогда все станет на свои места: и специалисты будут, и зарплата у них будет достойная.

- А что надо сделать для того, чтобы была богатая страна?

- Когда появится больше частных производственных предприятий. Когда государство косвенно будет стимулировать их создание. Только не прямо, а косвенно.

- С приватизацией у нас пока не ахти...

- Кто-то говорил из мудрых: хуже нет частной собственности, но и лучше ничего не придумали. Частная собственность гораздо эффективнее любого государственного предприятия. Не из-за жажды наживы. Менталитет другой, ответственность другая. Попробуйте у наемного работника сформировать такое чувство собственности, как у владельца предприятия. Сейчас уже нет такого отторжения частной собственности, как 5 - 8 лет назад. Чем больше таких изменений будет, тем богаче станет страна.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

Буэнос-Айрес (ATP). 1-й круг. Карбаллес Баэна встретится с Лайовичем, Дьере – с Мюллером






В школе Советского района Красноярска открыли обновленное музейное пространство «Крылья Взлетки»

На Байкал летом 2025 года: сколько стоят туры и авиабилеты

Восьмое марта с Владимиром Кузьминым: музыка и ...

Суд поддержал ФАС во включении ЧОП «Легион-Групп» в реестр нечестных поставщиков