Родные: чему учат в школе приёмных родителей
Подготовка к родительству
Школа приемных родителей – это не просто курсы по желанию. Стать слушателями школы должны все, кто хочет взять под опеку или усыновить ребенка.
– Без свидетельства о прохождении ШПР кандидаты не могут взять под опеку и попечительство ребенка или усыновить его. Это один из главных документов, который прилагается для сдачи в органы опеки, – поясняет преподаватель ШПР и психолог Юлия Величко.
До 2024 года в Воронеже для будущих усыновителей действовала только одна школа приемных родителей – на базе КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». А с этого года проект ШПР запустил и благотворительный фонд «Общие дети».
– Цель нашего проекта – познакомить слушателей с приемным родительством. Многие приходят к нам с вопросом: «А смогу ли я?» На занятиях они получают знания и инструменты, как взаимодействовать с приемным ребенком, как поддержать его. Дети, которые находятся в казенном учреждении, травмированы. К ним нужен особый подход, – говорит Юлия Величко.
Еще одна задача школы – исключить вторичное сиротство: когда приемные родители или опекуны отказываются от усыновленного или взятого под опеку ребенка.
– Благодаря обучению в ШПР, некоторые слушатели понимают, что приемное родительство – не их история, – отметила Юлия Величко.
Как стать слушателем школы?
Занятия в школе приемных родителей – полностью бесплатные. Они проходят по вторникам и субботам в вечернее время по адресу: ул. Революции 1905 года, 1. Чтобы стать слушателем школы, нужно позвонить по телефону 8-800-101-82-03. Но на занятия желающие пройти курсы смогут попасть не сразу: в очереди сейчас 50 человек.
Школа приемных родителей вызвала небывалый интерес среди воронежских супружеских пар. Как уверяет команда «Общих детей», очередь дойдет до каждого записавшегося в школу слушателя.
Недавно в школе стартовал очередной поток – уже третий по счету. В группе потенциальных приемных родителей – 25 человек. Курс обучения для них займет полтора месяца.
– В школу приходят люди с разными судьбами. Это и супружеские пары, которые не могут иметь детей по разным причинам, и родители, которые уже имеют кровных детей, но хотят, чтобы их семья стала больше. Это и люди, которые по непредвиденным обстоятельствам приняли в семью своих племянников, братьев, сестер и крестников, – говорит Юлия Величко.
В числе тех, кто становится приемным родителем или опекуном в силу жизненных обстоятельств, – родные ребят, мамы и папы которых погибли или оказались в местах заключения.
Не приемные, а родные
Занятия в школе проходят в формате интерактивных лекций и тренингов. На них эксперты рассказывают о мотивах принятия приемного ребенка в семью, ресурсах родителей (и где их взять), особенностях воспитания детей и подростков, периоде адаптации приемного ребенка и принявшей его семьи, юридических аспектах приемного родительства.
Лекции и тренинги ведут психологи и юрист. Большинство преподавателей сами являются приемными родителями. А значит, могут поделиться со слушателями личным опытом.
Яркий тому пример – Юлия Величко – мама двух приемных детей. Ее сыну Эдуарду – 10 лет, дочери Камилле – девять. На днях семья Юлии отметила День аиста сына – день, когда мальчик оказался в семье. Это своего рода второй день рождения. Праздник семья отмечает чаепитием и подарком ребенку.
– Сына мы с мужем забрали из дома малютки, когда ему был месяц, дочь – когда ей было полтора годика. По сути, мы растим родных детей. Нет чувства, что это приемный ребенок с каким-то чужим ДНК. У нас есть четкое понимание, что дети – наши, родные, ведь все, что есть в нас – все наши ценности – мы передали им, – поделилась Юлия.
Среди других преподавателей школы – приемная мама Марина Лисавенко, администратор ШПР Анна Паршина, юрист Дария Серавина и психолог Александр Черепахин.
Анна Паршина работает в «Общих детях» четыре года, три из которых была нянечкой для детей-отказников в больничных палатах. Сейчас девушка совмещает несколько ролей: она администратор школы, социальный работник и педагог – Аня проводит творческие занятия для ребят из детских социальных учреждений.
– С самого начала работы больничной няней я начала изучать психологию детей-сирот. Мне было очень важно понять, что чувствует ребенок, как я могу ему помочь, – вспоминает девушка.
У Ани есть кровные дети – сын и дочь. А чуть больше года назад она взяла под опеку девочку, с которой сроднилась и считает своей дочерью. Все ребята – подростки.
По словам Ани, ее кровные дети приняли новую сестру в семью с радостью.
– С моей старшей дочкой мы познакомились примерно за год до того, как мы забрали ее в семью. Все это время мы с мужем часто разговаривали с детьми. Проговаривали, как общаться, как помочь. Мы пережили период адаптации. Я очень горжусь своими детьми. Они друг за друга – горой, – поделилась Анна.
Девушка уверена, что занятия в ШПР помогут ребятам, лишенным родительской любви и тепла, обрести любящих взрослых.
Снять розовые очки
Своими историями с корреспондентами «Берега» поделились и слушатели ШПР.
Юле 33 года. Она с самого детства мечтала о большой семье, но иметь своих детей не может.
– Я хотела много детей, в том числе приемных. Мечтала родить сначала своих, а потом взять приемных. Но, видно, Вселенная меня услышала по-другому. Буду начинать с приемных детей, – поделилась Юля.
Девушка добавила, что на втором занятии в школе преподаватели опустили ее с небес на землю – честно рассказали, с какими трудностями могут столкнуться приемные родители.
– Я прочитала много литературы о приемном родительстве, просматривала форумы, слушала подкасты. Я думала, что розовых очков у меня нет. Но, как оказалось, они у меня были, – поделилась Юля.
Ирина, как и Юля, на занятия в ШПР ходит вместе с мужем. Общих детей у супругов нет. У мужа от предыдущего брака есть взрослая дочь.
– С течением времени мы решили обратиться в школу и серьезно задумались о том, чтобы взять в семью ребенка из приюта. Хотим подарить ему маленькое счастье, а он подарит счастье нам. В школе я получаю много интересной и нужной информации, – рассказала Ирина.
С выпускниками школы команда экспертов старается держать обратную связь. На базе «Общих детей» работает проект «Я – приемный родитель», который является продолжением ШПР. Его курируют Марина Лисавенко и Юлия Величко. На занятиях психологи поддерживают тех, кто собирается подарить родительскую любовь приемному ребенку или уже принял его в свою семью.