Белорусское молоко не будут учитывать в доктрине ...
Идея Минсельхоза изменить доктрину продовольственной безопасности РФ — помимо российского молока учитывать и белорусское как отечественное — не нашла поддержки в кабмине. Показатель доктрины — производство своего молока на уровне не менее 90% от его потребления — для отечественных аграриев пока не достижим, в 2023-м он составлял 86,7%. С учетом дружественной страны норматив мог быть выполнен. Несмотря на это, Минюст, Счетная палата и Минздрав раскритиковали предложение, посчитав, что такой шаг негативно скажется на развитии всей отрасли. После этого Минсельхоз отозвал свои поправки. В ведомстве «Известиям» заявили, что производство молока в РФ постоянно растет. Эксперты также считают, что Россия сможет своими силами исполнить норматив уже через несколько лет.
Как планировалось изменить доктрину продбезопасности
Идея Минсельхоза изменить доктрину продовольственной безопасности России столкнулась с критикой других органов власти. Ранее ведомство выступило с инициативой изменить стратегический документ «в части вопросов достижения независимости РФ по молоку и молокопродуктам с учетом взаимной торговли в рамках Союзного государства».
На практике это значило бы обновление порядка расчета уровня самообеспеченности этой продукцией: импорт молока из Белоруссии стали бы учитывать как отечественный товар. Тогда у Минсельхоза появлялся шанс уже сейчас выполнить одну из национальных целей по продовольствию.
Инициатива министерства была оформлена в виде поправок в указ президента от 2020 года, который утвердил доктрину, рассказал источник «Известий» в кабмине. В сопроводительных документах к поправкам было сказано, что Россия годами не может исполнить установленный доктриной показатель самообеспеченности по молоку «на уровне не менее 90%». Он ежегодно растет, но нужной планки так и не достигает: в 2020 году составил 84,1%, в 2021-м — 84,2%, 2022-м — 85,7%, в 2023-м — 86,7%. Недостающий объем Россия ежегодно добирает за счет молока и его производных из Белоруссии.
Но противники этой идеи — Минюст, Минздрав, Счетная палата и комитет Совета Федерации по экономической политике уверены: такие поправки в доктрину не в полной мере соотносятся с принципиальными положениями Стратегии национальной безопасности.
Согласно этому документу, «важным условием обеспечения экономической безопасности РФ является опора на внутренний потенциал страны, а также снижение зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики». Поэтому учет импортируемого из Белоруссии молока при определении продовольственной безопасности РФ может отрицательно сказаться на ней.
Более того, это может снизить объемы господдержки и инвестиции в отрасль, и в итоге обернется тем, что производство внутри страны начнет падать и может «возникнуть риск продовольственной безопасности страны». Плюс к этому такие манипуляции с импортом не соотносятся с национальными целями развития страны до 2036 года — в части увеличения к 2030 году объема производства продукции АПК не менее чем на 25% по сравнению с 2021-м.
Критика коллег сказалась на позиции Минсельхоза. Ведомство отказалось от идеи правки доктрины, сообщили там «Известиям». «В настоящее время Минсельхоз не выступает с инициативой корректировки доктрины продовольственной безопасности в части молока и молокопродуктов», — пояснили в Минсельхозе. А также добавили, что производство молока в России каждый год увеличивается: в 2023 году показатель достиг 33,8 млн т, что на 0,8 млн т превышает объем предыдущего года.
Доктрина — документ стратегического планирования. В нем власти зафиксировали, что продовольственная безопасность РФ — это состояние социально-экономического развития страны, при котором гарантируется продуктовая независимость.
Доктрина требует, чтобы самообеспеченность зерна составляла 95%; молока, сахара, растительного масла, мяса и производных — каждого по 90%; рыбы и рыбопродуктов — 85%. В документе также есть подобные показатели по картофелю, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, семенам и соли. Практически все поставленные цели Минсельхоз исполняет.
Зачем нужна доктрина
В первом полугодии 2024-го продолжился рост производства по большинству категорий молочной продукции, его нужно подкреплять ростом сырьевой базы, сказала «Известиям» глава Молочного союза Людмила Маницкая. В 2022 году Россия произвела 32,98 млн т сырого молока, в 2023-м — 33,8 млн тонн.
— Импорт покрывает недостающие объемы на нашем рынке, — отметила эксперт. — Но мы категорически не согласны с предложением учитывать в нашем балансе молоко из дружественной республики: считаем, что обязательно нужно развивать внутреннее производство и рынок, опираться на собственные силы — сырьевую базу, переработку, только в этом залог долгосрочной стабильности.
По оценкам «Союзмолока», за последние 10 лет показатель самообеспеченности вырос с 77 до 87%. Для отрасли с такими длительными сроками окупаемости эта динамика позитивная, отметил гендиректор организации Артем Белов.
— Ежегодно отрасль показывает рост производства товарного молока в 3—4%, мы устойчиво движемся к выполнению показателей доктрины. По нашим прогнозам, в течение трех-пяти лет Россия вполне может их достичь при условии неизменности и стабильности условий и объемов государственной поддержки, прежде всего в части льготного инвестиционного кредитования, — отметил эксперт.
Россия и Белоруссия — де-факто Союзное государство, и существование общего рынка нужно учитывать, полагает Артем Белов.
— Но вместе с тем доктрина продовольственной безопасности останется важнейшим для РФ внутренним документом: очень важно, чтобы отрасль наращивала внутреннее производство и создавала необходимые стимулы для инвесторов, — добавил он.
Определенные проблемы молочной отрасли связаны с большим циклом производства: чтобы получить молоко, корову нужно растить корову в течение пяти-шести лет, объяснил директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Это сложно и затратно, поэтому чаще всего в стране работают с «мясными» животными, которые идут на убой, а не с «молочными» коровами.
— Повышать показатели за счет Белоруссии — стратегически неоправданное решение, речь идет о независимом государстве, которое импортирует в РФ свою продукцию, а значит, для нашей страны есть определенные риски с точки зрения продовольственной безопасности, — отметил он. — Доктрина существует для того, чтобы застраховать страну на случай форс-мажорных обстоятельств: если мы останемся одни, то должны будем прокормить себя сами, потому уровень локализации производств должен составлять 75% и выше.
Каждая страна в мире устанавливает примерно такие ориентиры для себя, отметил эксперт. Россия в этом вопросе не исключение, «мы также защищаем себя с точки зрения обороны, экономики и продовольствия», резюмировал Георгий Остапкович.